English translation is below
Джованни Ломбардо Радиче (Giovanni Lombardo Radice) родился 23 сентября, 1954-го года, Рим, Италия. Иногда снимался под псевдонимом John Morghen.
Написанной информации в интернете об актёре не столь много, кроме общих сведений касающихся участия в ряде культовых остросюжетных картин, преимущественно снятых в направлении триллера или хоррора. Сам актёр утверждает, что не любит давать письменные интервью, зато обожает побеседовать. И именно это становится приятным подспорьем к настоящему подарку, ведь в Сети можно встретить несколько весьма увлекательных интервью, где Джованни Ломбардо Радиче с огромным интересом из первых уст рассказывает массу занимательных фактов из своей жизни и творчества. Мне удалось найти две особенно полновесных записи с интервью, которые помогли составить объёмный образ столь многогранного творческого человека.
Джованни Ломбардо Радиче с детства занимался балетом, мечтая добиться высот, однако полученная травма спины подорвала карьеру. О танце пришлось забыть, но тяга к искусству не покидала, поэтому с самой юности бывший артист балета переквалифицировался в театрального актёра. Забегая вперёд, следует сказать, что мир театра никогда никуда не девался все эти годы, оставшись до сих пор. Первым опытом в кино стал фильм «Дом на краю парка» («La casa sperduta nel parco»), который обрёл культовый статус. Оказаться на съёмочной площадке помог случай, когда молодого актёра с запоминающейся внешностью заметила тёща Руджеро Деодато, работавшая агентом. Именно она предложила попробовать свои силы в кино. Нуждаясь в деньгах, актёр пришёл на кастинг, хоть и относился к этому весьма скептически. Первоначально роль Рикки отводилась Микеле Соави (будущему кинорежиссёру), но он не дружил с иностранным языком, а Джованни с детства успешно изучал английский, французский и итальянский, посему вскоре был утверждён изображать персонажа. Следует отметить, что актёр любит триллеры, мистику, остросюжетные направления, однако отрицательно относится к излишне кровавым эксплуатационным фильмам. Картина Руджеро Деодато воспринимается им слегка переполненной насилием и садизмом, однако ей это простительно, ведь в ней сильна психологическая часть, отлично проработан сюжет, качественно выписаны персонажи. Именно эти слагаемые, как нельзя лучше, определяют сферу интересов актёра. Джованни Ломбардо Радиче рассказывает, что его всегда притягивали сильные сценарии и любопытные персонажи. В восьмидесятом году с ним вышло сразу три фильма, обладающие названными положительными моментами: кроме дебютного «Дома…», был «Город живых мертвецов» («Paura nella città dei morti vivent») и «Апокалипсис каннибалов» («Apocalypse domani»). Удивительная вещь, но при всей своей не любви к экранному насилию, актёр запомнился и сделал успешную карьеру в лентах с преобладающей жестокостью. Впрочем, как мудрый человек и вдумчивый деятель искусства, актёр очень чётко формирует главный тезис, что в кино насилие необходимо, как метафора, доносящая правильные мысли до зрителей. Благодаря этому «Апокалипсис…» воспринимается им рассказом о человеческом зле, порождающем новое зло и так далее, ведь её сюжет касается послевоенного синдрома, а «Город…», как и хоррор в целом, интерпретируется осовремененными сказками, фантазиями, точно народный фольклор, который изобилует мрачными и ужасающими деталями.
Каждый персонаж требовал немалой психологической основы, вызывая с экрана гамму различных чувств. Не зря Джованни Ломбардо Радиче является верным поклонником системы Станиславского и актёрского метода отождествления себя с выбранным животным, помогая предельно точно ухватить пластику поведения на экране и характер. Отсюда черпают главные силы сыгранные роли, вырабатывающие в зрителе симбиоз из презрения и жалости, что является огромным актёрским достижением, делая персонажа максимально живым. И пускай актёр вдохновлялся, скажем, крысой для своего образа, зато высокий результат говорит сам за себя. А ещё в те дни молодой Джованни обладал частью схожих качеств, являясь невротичным, отчуждённым, проблемным, физически травмированным, отобразив в каждом герое частицу себя. Жизненный опыт оказался полезным для новой профессии. Не менее любопытна история съёмки у Лючио Фульчи, чей характер слагает легенды. Актёр познакомился с ним на семейном обеде, проходящем у его друга режиссёра вестернов, где всегда собиралась масса творческих людей. По воспоминаниям Джованни, Фульчи был с ним настоящим ангелом, который даже голос не повышал, хотя вокруг извечно всех громко отчитывал, как сущий тиран, и мог зарядить целый ряд сильных словечек. Однажды он поделился, что создание кино по-иному просто невозможно, иначе все ленятся и строят из себя звёзд, что губительно. А все мы знаем, насколько Фульчи не любил «звёзд» (бездарей строивших из себя звёзд), как он уважал профессионализм и не терпел его отсутствие в профессии. Именно поэтому, когда пред ним оказался молодой, но опытный театральный актёр, уже сам работавший в театре режиссёром постановок, предложивший отказаться от накладки горба своему персонажу, считая это излишним гротеском, то Фульчи прислушался к мнению, одобрив его.
Есть в карьере тот фильм, который вызывает стыд и неприкрытую ненависть. Это «Каннибалы» («Cannibal ferox»). По словам актёра, в нём он не видит ни малейшего положительного момента. Если промолчать о сложнейших условиях съёмки в настоящих джунглях, то сама история чрезмерно спекулирует на насилии, затрагивает плоскость реальности о дикарях-каннибалах, имеет садистские сцены с женщинами и животными. Хоррор – фантазия, современная сказка, словно классические мистические рассказы о приведениях. Здесь же отображён реализм, эксплуатирующий жестокость и худшие стороны человеческой природы, что ужасно. С появлением интернета Джованни был просто ошарашен, пребывая в шоке, когда узнал из прочтения зрительских рецензий и обзоров, что этот фильм обрёл такую популярность, что им восторгается так много людей, именно выделяя и наслаждаясь продемонстрированными сценами садизма. Касательно его колоритного персонажа, то актёр тоже негативно отзывается о нём, говоря, что антагонист получился откровенно шаблонным злодеем, который ничем не интересен, и сыгран ужасно, ведь по-актёрски играть было нечего. Данная антипатия к названной картине не угасла до сих пор, даже из-за чего, снимаясь у молодого английского режиссёра, где требуется изображать отъявленного мерзавца-бандита, Джованни успешно предложил его назвать Иван Ленцивич (Ivan Lenzivitch), что является очевидным реверансом в сторону Умберто Ленци.
На вопросы о продолжении культовой картины Руджеро Деодато актёр откровенничает, что однажды итальянский режиссёр позвал его к себе, попросив прочитать и перевести полученное сообщение на английском, ведь они оба очень тесно дружат уже долгие годы, частенько встречаясь и много общаясь. В сообщении предлагалась идея поставить продолжение «Парка…», что показалось большой глупостью режиссёру, но Джованни нашёл это любопытным, ведь его персонаж выжил в оригинале, и можно было бы внести в сиквел схожую массу дискуссионных социальных вопросов. Оба уговорились поразмыслить, отдельно набросать идеи, которых оказалось немало, после собрались и поняли, что из этого может получиться интересное кино. Увы, вопрос финансирования встал в тупик, а актёр сетует, что годы идут и, например, в семьдесят пять он уже не сможет достойно отыграть персонажа Рикки.
Сейчас актёр плодотворно занят съёмками. Часто зовёт в кино новое поколение энтузиастов, испытывающее уважение к его таланту. Благо помогает не хуже агента страничка во Facebook-е, когда всегда можно наладить творческие контакты с режиссёрами, прочитав предлагаемые сценарии, чтобы быстро проявить интерес к истории или отклонить её. Также уже завершена книга-автобиография «A Zombie Life», которую актёр писал несколько лет. Театр и мир кино до сих пор проявляют интерес к актёру (иногда сценаристу и режиссёру), который из своих интервью оказывается полной противоположностью известным ролям – очень открытым, добродушным, положительным и общительным творческим человеком.
Страницы актёра:
Сайт актёра www.giovannilombardoradice.com
Актёрская фильмография остросюжетного жанра:
- Дом на краю парка 2 The House on the Edge of the Park Part II
- Mondo Holocausto!
- Baphomet
- Карли и Пауло (2017) Carly & Paolo
- Beyond Fury (2017)
- Flesh Mannequins: Totally Uncut (2016)
- The Three Sisters (2015)
- Жестокое дерьмо (2015) Violent Shit: The Movie
- Eaten Alive! The Rise and Fall of the Italian Cannibal Film (2015)
- L’invito (2013)
- Flesh Mannequins: Totally Uncut (2013)
- Страдание (2012) The Infliction
- Преподобный (2011) The Reverend
- День насилия (2010) A Day of Violence
- Дом из плоти манекенов (2009) House of Flesh Mannequins
- Пристанище (2007) Il nascondiglio
- Омен (2006) The Omen
- Части тела (1992) Body Puzzle
- Секта (1991) La setta
- Собор (1988) La chiesa
- Призрак смерти (1988) Un delitto poco comune
- Остров сокровищ (мини-сериал, 1987) L’isola del tesoro
- Водолей (1987) Deliria
- Смертельное столкновение (1984) Impatto mortale
- Каннибалы (1981) Cannibal ferox
- Дом на краю парка (1980) La casa sperduta nel parco
- Город живых мертвецов (1980) Paura nella città dei morti viventi
- Апокалипсис каннибалов (1980) Apocalypse domani
Пара очень интересных интервью с Джованни Ломбардо Радиче на английском языке:
Giovanni Lombardo Radice was born at Sep, 23, 1954 in Rome, Italy. He is also known under the name of John Morghen.
If you search in the web, you will not find a lot about this actor – mostly some data about the most known movies – thrillers or horrors. Giovanni does not like to do “the interviews in written”, however, he likes a real chat a lot. It helps – you can find a lot of his own interesting interviews in the web to learn the curious facts about his life and art. I was lucky to find two solid interviews that helped me to build the image and the story of this amazing person.
Giovanni Lombardo Radice was practicing ballet since his early years, dreaming about professional career. Unfortunately, the back injury stopped his ballet career. Nevertheless, Giovanni kept pursuing the art direction in his life, so he became an actor in the theatre. The world of theatre is still with him.
The first movie acting experience for Giovanni Radice had happened in the movie “House on the Edge Of the Park” (“La casa sperduta nel parco”, 1980). The movie got the cult status immediately. It was a lucky incident – he was noticed by Rudgero Deodato’s mother-in-law who was a casting agent. She proposed for Giovanni to try the fortune in cinema. Feeling skeptical about this idea, the actor joined the casting – he also needed a money a lot! Originally the role of Ricky should have been given to Michele Soavi (well-known director in the future), but his foreign languages skills were poor, while Giovanni was fluent in English, French and Italian. Well, he got the role. It is important to note that Giovanni likes thrillers, dark movies, action, but he was not comfortable with gore horror “exploitation” movies. Deodato’s movie was too violent and sadistic, however, it had a smart plot, strong psychological elements and well created characters. All of this was just a match for young actor.
Giovanni Lombardo Radice mentioned that he always liked strong scripting and interesting characters. He made three movies in 1980 – all are combining these elements. “House…”, “City of the Living Dead” («Paura nella città dei morti vivent») and “Cannibal Apocalypse” («Apocalypse domani»). It’s a bit funny that the actor who dislikes the gore and violence became well known due to such violent movies. Being wise and tolerant, actor shared the idea that the violence in the movies is the metaphor that is bringing the right message to people. He sees “Apocalypse…” as a story about evil that builds evil, and so on – because the plot is about post-war syndrome. “City…” like the horror itself is full of modern day fairy-tales, fantasies, like regular folklore that is full of dark and horrifying details.
Every character required strong psychological motivation, projecting a lot of emotions from screen. No surprise — Giovanni Lombardo Radice is a truthful follower of Stanislavsky’s system; he also identifies himself with certain animal that helps to catch the right body language and character. This is the basis of his performance’s power, that makes his characters so alive, giving to the audience emotions of pity and disgust altogether. Let the actor use a rat for inspiration – the result speaks for itself. These early years Giovanni had certain patterns himself, like neuroticism, sense of isolation, being troubled, physically traumatized, reflecting all the characters through himself. Him life experience became useful for his new career.
Another interesting story is about acting in Lucio Fulci movies. Giovanni met him in the family dinner at his friends’ house – a lot of people from movie industry went there. As Giovanni shared, Fulci was like an angel, never rising a voice, while he could scream to others, like real tyrant. Fulci shared once that movie making is requiring that kind of style – otherwise people are getting lazy. We all aware how much Fulci hated “the stars” (lazy people in other words), and how much he respected the professionalism. So, when he met young but experienced theatre actor who even tried to be theatre director, he allowed him to express his opinions, like removing the fake hump of the character (it looked too artificial).
There is one movie that brings shame and hate to Giovanni’s career. It is «Cannibal ferox”. There is no single positive thing there, he said. The movie was made in the real jungle, and the story itself is too much speculating on violence, dealing with savage-cannibals, including sadistic scenes with woman and animals. Horror is a phantasy, modern times fairy-tale, like classical ghost stories. But «Cannibal ferox” was realistic, violent, uncovering darkest sides of human nature, that was awful. In the Internet era Giovanni was shocked, discovering how many people liked the movie, especially sadistic scenes. Regarding his picturesque character, the actor dislikes him, saying that the antagonist was too much “bad guy”, that was boring and badly played – there was nothing to act there. These feelings are still strong – when Giovanni played another villain, he asked young English director to name him Ivan Lenzivitch – the hint about Umberto Lenzi.
Speaking about sequel of Rudgero Deodato’s cult movie, the actor had shared that Deodato once asked him to read together the script proposal in English – they became friends and sharing a lot of time together. The proposal was about “Park”’s sequel, that sounded silly for director, but Giovanni kind of liked it – his character survived in the original movie, and sequel could have opened a lot of interesting social ideas. Friends agreed to think about it, feeling that it could have been interesting project. Alas, the financial problems prevented it to happen, so Giovanni is afraid that he will be too old to play Ricky at the age of seventy-five – time flies.
Now actor is busy with acting. He is known among young generation of enthusiastic directors, who respect his talent. Giovanni is actively using Facebook, connecting to directors and reading new scripts, choosing or declining it quickly. He completed the autobiography book “A Zombie Life”, that took a few years to writer. Movie and theatre worlds are still opened for him like an actor or writer or director. In his interview, you see Giovanni Lombardo Radice completely reverse to his iconic characters – he is open-hearted, kind, good and easy-going artist.
(c) MidnightMan, 2017, translated by Dmitry Viter
Великолепная статья получилась, Рома! Интересный рассказ об интересном актере. 🙂 Только одно замечание — по правилам итальянского языка фамилия правильно читается как Ломбардо Радиче. КП автоматом грабит ИМДБ и автоматом же переводит как с английского. Поэтому ошибки в переводе итальянских, французских, например, артистов на КП весьма нередки.
И перевод названия книги «A Zombie Life» подставь, пожалуйста. 🙂 Я вот английского не знаю, а знать, как книга называется мне интересно:) Да и сайт у нас русский. 🙂
За статью большое спасибо, Рома. Я очень много важного, нового и интересного узнала.
Ира, спасибо, поправил 🙂
Название книги я не стал переводить, потому что не знаю, как её локализуют на русский, если её вообще будут продавать на русскоязычную аудиторию. Переводится её заглавие «Жизнь зомби». Кстати, в интервью актёр говорил, что в это название он ничего особого не вкладывал по смыслу. Для него это просто короткое и громкое название, которое понравится издателю, сразу обратит на себя внимание, напомнив читателю, что автор известен по ужастикам и триллерам 🙂
Пожалуйста. Очень рад, что написанное понравилось и оказалось интересным 🙂 Вообще это тебе спасибо, что вдохновила на создание странички с Джованни Ломбардо Радиче! Сам бы я никогда не собрался 🙂
Ну, название я знаю, не за себя просила, кокетничала так.:) И оно действительно интригующее:) Будем надеяться, что книга в России выйдет. Думаю, будет очень интересно почитать о работе в массе культовых фильмов.
И еще раз спасибо тебе за прекрасную статью. 🙂 Я еще много на что вдохновить постараюсь:)))
Вдохновляй, я буду только рад 🙂
Кстати, Станко Мольнар играл в спектакле «Макбет», который ставил Джованни Ломбардо Радиче в театре. И они вместе снимались в сериале «Остров сокровищ»
Как тесен мир, особенно средь хороших актёров 🙂 Кстати, «Остров сокровищ» сразу захотелось посмотреть, поэтому буду исправляться в скором времени 🙂
Исправляйся:) Сериал хороший, близко к литературному материалу Стивенсона, только действие в космос перенесено. Джованни там играет очередного негодяя — пирата. 🙂 А Станко — робота — андроида. 🙂
Хорошо получилось. Радиче талантливый актер. Помню его во всех ролях. Один из завсягдаев итальянского хоррора. Без него трудно представить многие фильмы.
Спасибо 🙂
Добавил перевод статьи на английский.
Спасибо за перевод! Классно получилось 🙂
Познакомился сегодня с актером лично.