Лючио Фульчи (Lucio Fulci) был рождён 17 июня 1927-го года в городе Рим, Италия. Будущий режиссёр поначалу постигал медицину в колледже, однако после решил изучать искусство кино в Экспериментальном Центре Кино, где в качестве педагогов-наставников значились Микеланджело Антониони (Michelangelo Antonioni) и Лукино Висконти (Luchino Visconti).
Заручившись сдачей экзаменов, Фульчи приступает к работе сценариста, изредка, будучи помощником режиссёра, совмещая должность редактора киножурнала «Settimana Incom». Написанные им тексты выкупали, делали постановки и очень скоро Фульчи сам занимает режиссёрское кресло. Так на свет появляется целый ряд комедийных лент, где были задействованы известные итальянские артисты жанра. В данном амплуа ему удаётся ухватить удачную волну кинематографа, создавая весёлые произведения, полные музыки рок-н-ролла, кои приносили выгодную прибыль. А ведь Фульчи всегда твердил, что приступая к профессии режиссера, руководствовался лишь финансовыми соображениями, дабы содержать семью. Он вообще во многих своих интервью выставлялся прагматиком и циником, возможно, не без хитрой иронии, свойственной его натуре.
В 1969-ом году наблюдается первый поворот в «страшную» тематику его творчества с выходом триллера «Одна на другой» («Una sull’altra») и исторической истории «Инквизиция» («Beatrice Cenci»), которую он особо любил выделять, коя в свою очередь повлекла ряд осуждающей критики за демонстрацию насилия на экране. Вообще это время для Фульчи стало вдвойне переломным, ведь именно тогда уходит из жизни его жена, страдающая раком. Трудно предполагать, сказалось ли это горестное испытание на его режиссёрской эстетике или виной всему собственная частая ссылка на более популярный прибыльный хоррор, но факт остаётся фактом, и пускай ещё не забывая вестерны и комедии, Фульчи всё плодотворнее и охотнее выдаёт остросюжетные картины: джалло, триллеры, мистику. В интервью он заявлял, что за счёт ужасов (определяемых, как «фантастические картины») выражает собственный душевный ад, а женщин он всегда любил и не был женоненавистником, хоть на экране пострадало немало героинь.
Когда наступил конец 70-х, для Фульчи открываются новые просторы в плане откровенного хоррора. Безусловно, это будет культовый зомби-фильм «Пожиратели плоти» («Zombi 2»). На самом деле, такое оригинальное название с цифрой «2» ошибочно намекает на сиквел, когда он полностью самобытная история. Это связанно с тем, что в Италии «Рассвет мертвецов» («Dawn of the Dead») Джорджа А. Ромеро (George A. Romero) выпускался, как «Zombi».
Данное произведение продемонстрировало яркий потенциал и будущую визитную карточку творца ужасов, сочетающую в себе симбиоз неспешного смакования натуралистичного насилия и не менее правдоподобный грим с уймой настоящих шевелящихся насекомых, личинок, червей и свежих органов животных. Посему столь вопиющее зрелище получило ряд запретов в кинотеатрах мира.
На подобной волне успеха Фульчи без устали творит сумрачные истории о живых мертвецах, не забывая экспериментировать на эту тему, частенько уделяя мистики не последнюю роль, чтоб образ восставших из могилы существ не казался столь однозначным. Этот период не только заполнил фильмографию режиссёра стоящими запоминающимися образцами хоррора, но и по праву внёс вклад в мировой «страшный» кинематограф.
С середины и конца 80-х былой творческий запал начинает давать сбой. Опять-таки точно не понять, что сыграло большую роль: успешный режиссёр, много «сказавший» в жанре или сам жанр утихал на просторах Италии, нежели ранее, а может причина в разладе плодотворного творческого союза с Дардано Саккетти (Dardano Sacchetti)? Но Фульчи не прекращал работу, некоторые его картины получались рискованными в постановке. Например, обращение в фантастику с «Воины 2072» («I guerrieri dell’anno 2072») или магическое фэнтази «Завоевание» («Conquest»). Однажды он снял эротический триллер «Дьявольский мед» («Il miele del diavolo»), рассказав в интервью, что побудителем стало желание исследовать не мистический ужас, а ужас человеческий, рождённый от любовной страсти. Да и литературная база оказалась привлекательной, написанная женщиной. «Кошмарный концерт» («Un gatto nel cervello») оказался высмеиванием из первых уст, шутовством над самим собой, жанром, творчеством. Помимо этого в те годы появились откровенно слабые невыразительные опусы («Призраки Содома» / «Il fantasma di Sodoma», «Энигма» / «Aenigma», и др.), созданные с явной оглядкой на былой успех, но не дотянувшие до высот по атмосфере или сюжетной концепции. Тогда же узнаваемое имя привлекалось в чужих фильмах ужасах лишь в качестве особой торговой марки «Лючио Фульчи представляет» на обложке и в заглавии пред названием. Только Фульчи никогда не останавливался, он снимал, как мог и где мог, поэтому, потеснившись с кинотеатров, его картины шли для телевидения (конечно, заметно теряя в специфике хоррора из-за рейтинга).
И однажды в полдень 13 марта 1996-го года во всё том же родном Риме талантливого режиссёра и сценариста не стало, когда он спал. В тот последний отрезок жизненного пути он много страдал эмоционально и физически от болезней, лишившись своего дома, будучи вынужденным съехать в маленькую квартиру.
Лично от себя я бы хотел ознаменовать талант Лючио Фульчи в остросюжетном кино, как мастера по построению особых экранных миров с какой-то зябкой непередаваемой мистико-загадочной сумрачной атмосферой воздуха, где зачастую даже живые мертвецы не прозаичны, ведь это не инфицированные, а выходцы из недр ада. Ещё в его фильмах «обязательны» ляпы или недосказанные сцены, что выдаёт непредсказуемый ход вещей на кинематографическом холсте почти сюрреалистичного ужаса, словно пред тобой зловещий кошмар, где может произойти что угодно и когда угодно, а шатающийся мертвец в один миг переносится из-за окна к укрытой в доме жертве.
К тому же Фульчи настоящий мастер демонстрации шоковых сцен и визуальных задумок. С ним, кстати, желали сотрудничать многие именитые деятели жанра, но он предпочитал держаться особняком. Его насилие – это целый клубок оригинальных идей и находок, которые способны откладываться в зрительской памяти навсегда во всех красках и крупных планах: дикие кошки, поедающие мозги и вонзающие в них когти; облепленные извивающимися червями живые мертвецы, сыплющие ломтями земли; пронзённое глазное яблоко острой щепой у красивой девушки; рвота собственными органами и снова у миловидной актрисы; кровавые слёзы и ещё много чего в самом правдивом исполнении без применения компьютерных спецэффектов. За использование макетов собак его даже судили, угрожая лишением свободы, всерьёз считая их живыми на экране, но когда получили неоспоримое рукотворное доказательство в виде безукоризненных манекенов от Карло Рамбальди (Carlo Rambaldi), то закрыли дело. До чего сильна магия кино!
А вообще режиссёр был настоящий затейник, поражающий остальных такими выходками, от которых трудно остаться равнодушным. Как известно, он любил экономить, но как можно экономить на, скажем, зомби-фильме с десятками занятых статистов? Очень просто! Оказывается, надо поездить по округе, подсобрать бездомных и бродяг, чей вид и так схож со слоняющимися мертвецами, привести их на съёмочную площадку, и заставить медленно бродить перед камерой. Оплата смехотворна – меж дублями стакан горячительного, что куда дешевле, нежели обычные статисты! Явно только комедиограф мог до такого догадаться. Кстати, чем не сюжет для смешного фильма?
Вот такой был Лючио Фульчи, который создал картины, что помогают зрителям до сих пор пугаться, восторгаться зрелищем и ещё смеяться. А он всегда говорил, что заставить смеяться человека куда сложнее, чем напугать. У него же одинаково удавалось то и другое.
Режиссёр хоррора, триллера, фантастики, фэнтази:
Врата безмолвия (1991) Le porte del silenzio
Голоса извне (1991) Voci dal profondo
Ганс и Гретель (1990) Hansel e Gretel
Кошмарный концерт (1990) Un gatto nel cervello
Милый дом ужасов (1989) La dolce casa degli orrori
Дом часов (1989) La casa nel tempo
Призраки Содома (1988) Il fantasma di Sodoma
Прикосновение смерти (1988) Quando Alice ruppe lo specchio
Пожиратели плоти 2 (1988) Zombi 3
Дьявольский мед (1986) Il miele del diavolo
Рок-убийца (1984) Murderock — uccide a passo di danza
Воины 2072 (1984) I guerrieri dell’anno 2072
Завоевание (1983) Conquest
Проклятое дитя (1982) Manhattan Baby
Нью-йоркский потрошитель (1982) Lo squartatore di New York
Дом на краю кладбища (1981) Quella villa accanto al cimitero
Седьмые врата ада (1981) E tu vivrai nel terrore — L’aldilà
Город живых мертвецов (1980) Paura nella città dei morti viventi
Контрабанда (1980) Luca il contrabbandiere
Пожиратели плоти (1979) Zombi 2
Семь нот в темноте (1977) Sette note in nero
Дракула в провинции (1975) Il cav. Costante Nicosia demoniaco, ovvero: Dracula in Brianza
Муки невинных (1972) Non si sevizia un paperino
Ящерица в женской коже (1971) Lucertola con la pelle di donna, Una
Инквизиция (1969) Beatrice Cenci
Одна на другой (1969) Una sull’altra
Сценарист хоррора, триллера, фантастики, фэнтази:
Восковая маска (1997) M.D.C. — Maschera di cera
Врата безмолвия (1991) Le porte del silenzio
Голоса извне (1991) Voci dal profondo
Кошмарный концерт (1990) Un gatto nel cervello
Милый дом ужасов (1989) La dolce casa degli orrori
Дом часов (1989) La casa nel tempo
Призраки Содома (1988) Il fantasma di Sodoma
Прикосновение смерти (1988) Quando Alice ruppe lo specchio
Дьявольский мед (1986) Il miele del diavolo
Клетка (1985) La gabbia
Рок-убийца (1984) Murderock — uccide a passo di danza
Воины 2072 (1984) I guerrieri dell’anno 2072
Нью-йоркский потрошитель (1982) Lo squartatore di New York
Дом на краю кладбища (1981) Quella villa accanto al cimitero
Седьмые врата ада (1981) E tu vivrai nel terrore — L’aldilà
Черный кот (1981) Black Cat
Город живых мертвецов (1980) Paura nella città dei morti viventi
Контрабанда (1980) Luca il contrabbandiere
Семь нот в темноте (1977) Sette note in nero
Муки невинных (1972) Non si sevizia un paperino
Ящерица в женской коже (1971) Lucertola con la pelle di donna, Una
Инквизиция (1969) Beatrice Cenci
Одна на другой (1969) Una sull’altra
Двуликий (1969) A doppia faccia
Никогда не видел комедии Фульчи, но хоррормейкер он был от Бога. Его мир по сюрреалистическому кошмару чем-то напоминает Лавкрафта, только у него не было насилия. Жалко, что он так рано умер.
Комедиограф он тоже был от Бога. Его комедии — это что — то невероятное! И они были добрыми, умными. Без глупых гэгов и тупых героев. Но очень смешными. Сплав юмора, сатиры, иронии, музыки, энергии.
На самом деле Лючо Фульчи умер от диабета. Он не поставил себе укол инсулина. Есть стойкое мнение, что сделал он это совсем не случайно. В тот период на него навалилось много проблем. И личного и финансового характера. Да и фильмы успехом у зрителей пользовались все меньше. Хоррор как жанр переживал кризис в мире. Все это вместе толкнуло его на самовольный уход из жизни. Очень жаль…
А статья получилась очень интересная. Спасибо, Рома. Я долго ждала, пока ты про Фульчи написать соберешься. Дождалась. 🙂
Пожалуйста, вообще я сам от себя долго этого ждал 🙂
Спасибо! Рад, что на нашем сайте размещено столько уникальных материалов о хорроре!