Режиссёр Умберто Ленци (Umberto Lenzi) родился 6 августа 1931 года, Масса-Мариттима, Гроссето, Тоскана, Италия.
Будущий автор множества картин самых различных жанров первоначально изучал юриспруденцию, после увлёкшись синематографом, получил диплом режиссёра в 56-ом году, начав работать кинокритиком и помощником редактора в журнале. Имея писательский талант, даже выпустив несколько собственных приключенческих книг, дебют Ленци не заставил себя долго ждать, вылившись в амплуа сценариста и ассистента режиссёра на съёмочной площадке. А уже самостоятельная первая лента вышла датируемая 61-ом годом, после которой начался плодотворный насыщенный период создания картин самых разных жанров.
Многие зрители часто недолюбливают режиссёра, считая его, по меньшей мере, человеком, не наделённым выразительным талантом, умением создавать шедевры, и нередко причисляют к попросту частому имитатору чужих творений. В самом деле, отчасти тут сложно спорить, но Ленци обладал собственным уникальным даром, как толковый мультижанровый режиссёр и почти постоянный сценарист, умеющий следовать нога в ногу с самыми популярными направлениями кинематографа Италии не одно десятилетие. Поэтому он с большой лёгкостью одинаково снимал приключенческие костюмированные истории, пеплумы, спагетти-вестерны, криминальные боевики, психологические триллеры, джалло, комедии, военные полотна, каннибальские ужасы, хоррор, мистику… На большом экране или для телевидения – неважно. И работал он в невероятном бешеном темпе, поставляя на зрительский суд, как за правило, по одной картине в год, а иногда и сразу две! Это был вполне добротный результат, который упадочным трэшем назвать не получается. Да, ближе к концу 80-х качество заметно снизилось, в отличие от самой радужной поры шестого и седьмого десятилетия двадцатого века, но тогда это было повсеместное явление итальянского кинематографа, переживающего неблагоприятное время.
К прочему Ленци угораздило находиться на творческом пике тогда, когда его родина подарила миру целую охапку настоящих мастеров, с которыми негласное соперничество оказывалось делом проигрышным заранее, сводя достойный уровень постановок на ступень ниже из-за сравнения с творениями таких фамилий, как Бава, его сын, Ардженто, Фульчи… Попробуй тут заяви миру о себе в пользующемся успехом «страшном» жанре, если коллеги создают фильмы, обретающие культовый статус в момент своего выхода! Однако очень часто, кроме подобного тесного взаимодействия с новаторами и виртуозами остросюжетного направления, зрители упускают из виду занимательную особенность в творчестве режиссёра, что полноценно стоял у истоков таких эксплуатационных поджанров, как маньячные джалло и истории о дикарях-людоедах, развивая их, пускай популяризация со славой всё же ушла в руки более толковых товарищей по киноискусству, несмотря на громкие судебные дрязги из-за обвинения в реальном насилии, происходящем на съёмках в джунглях. Да и работа «Город зомби» («Incubo sulla citta contaminate») стала прогрессивным подходом к зомби-тематике, выдав столь неожиданную динамику масштабного боевика в своём направлении, словно предвестник снайдеровского ремейка о рассвете мертвецов.
Сейчас уже совсем старенький и давно отошедший от дел автор интересно рассказывает в интервью по поводу разностороннего творчества, охватывающего уйму тематических картин, говоря, что больше всего предпочитал работать над криминальными лентами в так называемой специфике «poliziotteschi», о чём нетрудно догадаться, посмотрев их количество в фильмографии; получал особое удовольствие, ставя военные произведения, так же вестерны. А вот к «каннибальским» ужастикам настроен весьма прохладно, сделав пару лишь из финансовых соображений, кроме фаворита «Человек с глубокой реки» («Il paese del sesso selvaggio»), по его мнению, самым лучшим среди собратьев. Здорово недолюбливает из «жёлтых» детективов «Спазм» («Spasmo»), зато хвалит «Оргазмо» («Orgasmo») с «Семь окровавленных орхидей» («Sette orchidee macchiate di rosso»). Про позднее творчество положительно отзывается о «Чёрные демоны» («Demoni 3»).
Благодаря этому, обобщая мысли, сложно не назвать режиссёра талантливым, пусть и с малыми оговорками, который оставил заметный след в нескольких жанрах, в том числе прилично отметившись в хорроре в его самые разные периоды от концовки классических 60-х до ранних 90-х, задав вектор джалло и джунгли-ужастикам, исследуя эротические детективы, выдав целый зомби-экшен, попытав счастья за океаном на поприще слэшера, и подытожив карьеру своими любимчиками полицейскими боевиками.
Режиссёрская фильмография ужасов, триллера, фантастики:
- Чёрные демоны (1991) Demoni 3 / Black Demons
- Дом потерянных душ (1989) La casa delle anime erranti
- Добро пожаловать на каникулы (1989) Nightmare Beach
- Врата в преисподнюю (1989) Le porte dell’inferno
- Заколдованный дом (1989) La casa del sortilegio
- Страх в ночи (1989) Paura nel buio
- Дом с привидениями (1988) La casa 3
- Повелитель железа (1983) La guerra del ferro: Ironmaster
- Каннибалы (1981) Cannibal ferox
- Город зомби (1980) Incubo sulla citta contaminata
- Ад каннибалов 2 / Съеденные заживо (1980) Mangiati vivi!
- Гляди в оба (1975) Gatti rossi in un labirinto di vetro
- Спазм (1974) Spasmo
- Нож для колки льда (1972) Il coltello di ghiaccio
- Человек с глубокой реки (1972) Il paese del sesso selvaggio
- Семь окровавленных орхидей (1972) Sette orchidee macchiate di rosso
- Идеальное место для убийства (1971) Un posto ideale per uccidere
- Паранойя (1970) Paranoia
- Такая нежная… такая развратная (1969) Cosi dolce… cosi perversa
- Оргазмо (1969) Orgasmo
Ссылки:
Спасибо за интересную статью, Рома. 🙂 Ленци, конечно же не мастер, а ремесленник, по -моему. Но ремесленник старательный.
Пожалуйста, Ира 🙂 В целом такого же мнения о даровании режиссёра.
Отлично получилось. Как раз о Ленци мало материала в Рунете.
Спасибо. Да, тоже всегда считал, что режиссёр незаслуженно малоизвестен, особенно в своём раннем творчестве с триллерами и джалло.