Джордж А. Ромеро (George A. Romero) родился 4 февраля, 1940-го года, Нью-Йорк. Будущий режиссёр, сценарист, монтажёр и оператор принадлежит к тем людям кинематографа, кто с самых ранних лет уже возился с 8-миллиметровой камерой у лица. Посему неудивительно, что отучившись в университете (Carnegie Mellon University) Питтсбурга, он занялся постановкой рекламных роликов для телевидения. Один такой затрагивал тему тонзилэктомии (удаления миндалин), отчего будущий режиссёр вдохновился съёмкой чего-то в каком-то смысле жуткого, и принял решение попробовать себя в жанре ужасов художественного кино.
Собственно, первая работа в кинематографе стала судьбоносной, предопределив культовый статус, дав возможность до сих дней числиться «крёстным отцом всех зомби». В сотрудничестве с американским писателем-сценаристом Джоном А. Руссо (John A. Russo), Джордж, спустя шесть лет после окончания университета, создаёт чёрно-белый фильм ужасов «Ночь живых мертвецов» («Night of the Living Dead»). Использованная виртуозная самоличная практика оператором, смелые кадры для тех лет, мощный фантастический хоррор, широкий для трактовки сценарий в итоге произвели нетленную классику.
В 1971-ом году Ромеро ставит комедию «Как мухи на мёд» («There’s Always Vanilla»), повествующую об альфонсе и его даме, которая прошла малозаметной для публики. Следом выходит мистический хоррор «Время ведьм» («Hungry Wives»), но он так же не оправдывает зрительских ожиданий. Однако следующая пара картин доказывает на деле талант режиссёра выстраивать умелые произведения остросюжетного жанра, да
ещё с интересной неоднозначной проблематикой. Это были по праву обласканные критикой «Безумцы» («The Crazies») и «Мартин» («Martin»). Первое кино временами перекликается с историей о живых мертвецах, однако на их место приходит иная пугающая массовая зараза – эпидемия тотального безумия, отчего показательно происходит конфликт меж гражданским населением города и самоуправством военных, которые по определению привиты от болезни, но далеко не адекватны в поведении. Постепенная деградация личности «больных» от вируса и «здоровых» от безнаказанности тоже ещё один обличающий общество сегмент режиссёрского рассмотрения. Во втором произведении рассказывалась драматическая история о человеке, считающим себя вампиром. Здесь зритель сталкивался с нестандартным неожиданным подходом, наблюдая так и не ставшую очевидным истину: сумасшедший хладнокровный убийца или мифическое существо, проживающее в современности? Драма или всё же ужас? Эффект – весьма любопытный для ценителей вдумчивого многогранного аспекта жанра хоррор.
В промежутке меж ними была документальная спортивная зарисовка «О. Дж. Симпсон: Джус на свободе» («O.J. Simpson: Juice on the Loose») 1974-го года.
Тем не менее, зрители требовали от Ромеро одного – орд голодных зомби. Ведь он не просто (всю свою жизнь) снимает фильмы о живых мертвецах с отличным гримом и интригующим сюжетом, он чрез них ярко демонстрирует именно первосуть людей: их социум, общественные явления, фобии и разобщённость. Поэтому в 1978-ом году мир встретил продолжение первопроходца в лице «Рассвет мертвецов» («Dawn of the Dead»). Снова кино помимо хоррора несло в себе нравственный посыл, на этот раз, обращённый к культу потребления, вандализма, душевной пустоты и одиночества, что пострашнее бродящих заражённых, ведь именно эти составляющие рушат микромир людей спасшихся от эпидемии в супермаркете. А еще, по словам самого Ромеро, именно данным детищем, он открыл направление сплаттер.
Далее попытка попробовать себя в ином жанре позволила экранизировать необычное сочетание из байкеров и тематики рыцарей Круглого стола – «Рыцари-наездники» («Knightriders»), но всё равно удачное сотрудничество со Стивеном Кингом (Stephen King) в комедийном ужастике-альманахе «Калейдоскоп ужасов» («Creepshow») принесло гораздо большую популярность. Не заставил долго ждать и третий выпуск о
зомби, одолевающих планету в воображаемой вселенной, концентрируясь на уколе в сторону пагубного милитаризма, делающего из людей подобие зверей, кои хуже, чем безмозглые существа-каннибалы. Последует череда разнообразных меж собой хоррор-работ: «Обезьяна-убийца» («Monkey Shines») – об обезьянке-помощнике-душегубе, «Два злобных глаза» («Due occhi diabolici») – этакий двойной удар постановок по классику Эдагру Аллану По (Edgar Allan Poe) в сотрудничестве с итальянским коллегой Дарио Ардженто (Dario Argento), и «Тёмная половина» («The Dark Half») – ещё один творческий союз с Королём литературных ужасов.
Наступает значительный перерыв в кино, но не в сопутствующей работе тут и там. Лишь с 2000-х Ромеро продолжает снова творить в художественном ключе. Большим счётом это возвращение к зомби-тематике, повлиявшей на жизненный успех режиссёра. Нужно особо выделить фильм «Земля мертвых» («Land of the Dead») – четвёртую завершающую часть эпохальной истории, которая берёт начало с конца 60-х, на этот раз препарирующая контрастные социальные слои апокалиптичного мира, населённого бродящими гулами.
Особенно интересно наблюдать нынешний подход к жанру от его основателя, ведь Ромеро демонстрирует, что не застрял в прошлом и ему есть, что высечь новое в узком направлении. Например, поставив очередную
картину о нашествии заражённых трупов «Дневники мертвецов» («Diary of the Dead»), он внёс в него неотъемлемую частицу современности – интернет, куда герои фильма постоянно выкладывали новые ужасающие хроники эпидемии, обмениваясь с миром информацией. И за находку с использованием ложной документалистики – мокьюментари, требуется похвалить отдельно столь необычное сочетание.
Тем самым, подводя итог, сложно не назвать Джорджа А. Ромеро деятельным и достойным представителем жанра хоррор, ведь он живой классик «мёртвой» тематики, который работал не только режиссёром, а ещё и сценаристом, помогая другим людям переосмыслять его творения, создавая ремейки, или делать оригинальные постановки с его именем в титрах. А для зомби-жанра он и вовсе эпохальный человек.
Касаемо личной жизни, то Ромеро разошёлся со своей первой женой и вступил в брак во второй раз в 2010-ом году, познакомившись с будущей избранницей на съёмках «Земля мёртвых». У него есть трое детей. Сейчас проживает в Канаде, и вынашивает планы по выпуску очередной картины.
Хоррор фильмография:
Режиссёр:
Выживание мертвецов (2009) Survival of the Dead
Дневники мертвецов (2007) Diary of the Dead
Земля мертвых (2005) Land of the Dead
Вышибала (2000) Bruiser
Тёмная половина (1993) The Dark Half
Два злобных глаза (1989) Due occhi diabolici
Обезьяна-убийца (1988) Monkey Shines
День мертвецов (1985) Day of the Dead
Калейдоскоп ужасов (1982) Creepshow
Рассвет мертвецов (1978) Dawn of the Dead
Мартин (1976) Martin
Время ведьм (1972) Hungry Wives
Ночь живых мертвецов (1968) Night of the Living Dead
Сценарист, на основе сценария, идея:
Выживание мертвецов (2009) Survival of the Dead
День мертвых (2008) Day of the Dead
Дневники мертвецов (2007) Diary of the Dead
Плач статуи (2007) Il pianto della statua
Ночь живых мертвецов 3D (2006) Night of the Living Dead 3D
Ночь живых мертвецов: Хроники уцелевших (2005) Night of the Living Dead Survivor’s Cut
Земля мертвых (2005) Land of the Dead
Рассвет мертвецов (2004) Dawn of the Dead
Вышибала (2000) Bruiser
Тёмная половина (1993) The Dark Half
Ночь живых мертвецов (1990) Night of the Living Dead
Сказки с темной стороны (1990) Tales from the Darkside: The Movie
Два злобных глаза (1989) Due occhi diabolici
Обезьяна-убийца (1988) Monkey Shines
Калейдоскоп ужасов 2 (1987) Creepshow 2
День мертвецов (1985) Day of the Dead
Сказки темной стороны (сериал) (1983-1988) Tales from the Darkside
Рассвет мертвецов (1978) Dawn of the Dead
Мартин (1976) Martin
Время ведьм (1972) Hungry Wives
Ночь живых мертвецов (1968) Night of the Living Dead
Оператор:
Время ведьм (1972) Hungry Wives
Ночь живых мертвецов (1968) Night of the Living Dead
Акётр, иногда не указан в титрах:
Dead Eyes Open (2008)
Flight of the Spruce Goose (1986)
Мартин (1976) Martin
Дневники мертвецов (2007) Diary of the Dead
Земля мертвых (2005) Land of the Dead (озвучка)
Молчание ягнят (1990) The Silence of the Lambs
День мертвецов (1985) Day of the Dead
Рассвет мертвецов (1978) Dawn of the Dead
Ночь живых мертвецов (1968) Night of the Living Dead
Ссылки:
Отличная статья получилась, спасибо, Рома. А Ромеро на первом фото очень похож на Санта — Клауса, по — моему. 🙂
А на второй фотке смахивает на довольного инопланетянина (будто антеннки на голове торчат) 🙂
Кстати, пользуясь случаем, если кто наткнётся на его кино «Мартин», то посмотрите – очень необычная картина, которую, жаль, видели немногие.