При оформлении материала использованы кадры из одноименной экранизации Уильяма Уайлера 1965 года (прим.администрации)
Вы так любите жизнь во всех ее проявлениях, не так ли? Вы мечтаете впитывать в себя все окружающее, хотите познать ощущение жизни, которая течет сквозь вас, чувствовать каждый ее момент. Даже в не самых лучших мгновениях, в отрицательных поступках людей, в нелицеприятном, чуждом, отличающемся вы способны разглядеть особую прелесть жизни, ее неотъемлемую часть — ведь плохое и хорошее причудливо смешаны в ней, как черное и белое на символе «инь-ян». Вы напоминаете мне бабочку — существо внешне хрупкое и уязвимое, но обладающее особым даром — умением облагораживать, украшать собой все вокруг, радовать глаз, ничего не требуя взамен, ни о чем не прося. Но знаете что? Вы напоминаете бабочку не только мне одной…
Иногда я согласна с утверждением, что красота это проклятие. Потому что именно внешность Миранды привлекла к ней внимание Клегга, стала первопричиной его навязчивого стремления обладать ею. Как и в животном мире мы в первую очередь замечаем наиболее ярких его представителей и Клегг, будучи истинным коллекционером, просто не мог пройти мимо. Особую трагичность этой истории придает, как ни странно, внутренний огонек Миранды, ее одухотворенность, ее жажда жизни. Клегг является ее полной противоположностью, потому что внутри самого себя он пуст, инертен, безжизнен как почва, лишенная света и тепла, а противоположности, как известно, притягиваются. В этом заключается, на мой взгляд, главная беда человека — в его алчности, в том, что, не имея чего-либо, он всеми силами пытается это отнять, украсть, присвоить. Клегг не в силах отказаться от Миранды, так же как человек в кромешной тьме боится отпустить от себя единственную горящую свечу — потому что понимает, что останется наедине с самим собой, с ничтожным шансом выбраться из окружающего его мрака.
Фаулз меня потряс. Не только тем, что подробно и очень красочно описал ощущения двух антагонистов — Миранды и Клегга, но и их язык, культуру, движение мыслей. Удивительный автор — читая записи Миранды в ее дневнике, я ни на мгновение не усомнилась, что это пишет именно девушка, настолько точно передана психологическая составляющая женской личности. Причем оба образа — Миранды и Клегга — отличает особая целостность, характер, ярко выраженная индивидуальность — да-да, даже у него, хотя, казалось бы, Клегг ее начисто лишен. Но это не так. Миранда не зря условно именует его Калибаном — есть в нем особая жестокая правда жизни, очень отличающаяся от ее мировоззрения, примитивная, приземленная, но эта правда у него своя и даже соседство с Мирандой не в состоянии ее выкорчевать. Миранда нужна ему чтобы оттенять, облагораживать, но изменить внутреннюю сущность Клегга не под силу даже ей.
Отдельного упоминания заслуживает описание жизни Миранды в плену — то, как она не сдается, ищет выход, В своих метаниях она совершает ошибки, отталкивает своего мучителя от себя, губит свои шансы на побег, но лучше уж так, чем просто сдаться. В ней нет этого прагматизма и хищной хитрости, позволяющих терпеливо дожидаться своего часа. Она вся — сплошной порыв, чувство, стремление. И еще хочу сказать пару слов о Ч. В. — да, безусловно, он гений и заслуживает как минимум уважения, но я его ненавижу. Всего из-за одной фразы «в день всемирного барбекю» подразумевающей собой «день, когда будет сброшена ядерная бомба». Это уж слишком. Даже для циника.
«Боже, не дай мне умереть» — просит Миранда. «Все, что угодно, только не смерть». Уверена, что о том же самом молили бы беззащитные бабочки, будь у них хотя бы подобие человеческого голоса, когда их умерщвляют хлороформом эти безжалостные ценители красоты. Вот ведь странность, да? Неужели, чтобы по-настоящему увидеть красоту, некоторым нужно непременно ее убить.
Про финал писать намеренно не буду — каждая фраза станет грубейшим спойлером, зачем портить вам удовольствие? Зачем предвосхищать тот ужас и отвращение читателя к главному персонажу, упивающегося своей манией, своим безумием? Коллекционерство — это своего рода диагноз, а Клегг, несомненно, безумно неизлечимо болен, он растворяется в последней стадии своего помешательства. За тихой личиной читатель сумеет разглядеть лицо совершеннейшего (во всех смыслах этого слова) маньяка.
Прочитала свой отзыв. Еще и еще раз. И каждый раз понимаю, что отзыв все равно останется поверхностным, потому что не в состоянии выразить всех моих эмоций от романа, их слишком много. Поэтому не ограничьтесь лишь отзывом — прочитайте книгу. Выкроите время на нее. Она этого заслуживает. Она займет достойное место в вашей коллекции, не потребовав совершать никакого преступления.
Оксана, отличный отзыв на блестящий роман! Читал это произведение дважды и отношу его к одной из лучших книг, что мне удалось прочесть на сегодняшний день.
Да, роман — выше всяких похвал. И если ты его уже дважды перечитывал, то я узнала о его существовании буквально пару недель назад да и то случайно. Иногда грустно становится от мысли, сколько потрясающих книг, кино, людей проходят мимо меня и я даже не догадываюсь о них.
Я роман не читал, но экранизацию Уильяма Уайлера очень ценю.