Стоит начать с того, что любая документалка в нашем прокате — это уже маленькое чудо. Особенно, если это документалка про экранизации. Про экранизации Стивена Кинга! Ааа, дайте две!!
Посмотреть «Вселённую Стивена Кинга» (King on Screen, не путать с «Вселенной Стивена Хокинга») в кинотеатре — это все равно что залпом посмотреть коктейль из десятков «кинговских» фильмов — причём многие из них я никогда не видел на большом экране, а только на VHS или по телеку. Самое сильное чувство при просмотре — ностальгия. По гримасам Тима Карри в роли Пеннивайза в «Оно». По хрупкости Сисси Спейсек в «Кэрри». По самому первому просмотру «Сияния»: «А вот и Джонни!!!» И постепенно вместе с рассказчиками — режиссерами кинговских экранизаций — мы переходим в наши дни — эру стримингов, «биндж-вочинга» и многочасовых сериалов, где Кинг не затерялся, а, напротив, стал ещё более востребован. Конец съёмок новой версии «Противостояния» (о гибели человечества от пандемии супергриппа) пришёлся на первые дни пандемии ковида — как вам такое, дорогой читатель/зритель?
О своём опыте работы с материалом Кинга рассказывают десятки режиссеров, но больше всего экранного времени справедливо досталось Фрэнку Дарабонту. И даже ему не хватило времени рассказать, что его первое знакомство с Кингом произошло на «долларовом» проекте «Женщина в комнате» (вообще про феномен Dollar Baby фильмов в документалке ни слова). Зато Дарабонт подробно рассказал, как добился права экранизировать «Побег из Шоушенка» (главную роль хотели отдать Тому Крузу или Тому Хэнксу, серьёзно?), как он вместе с Кингом снялся в камео, приехав на съёмки сериала Мика Гарриса «Сияние», чтобы убедить автора отдать ему на экранизацию «Зелёную милю», как он радовался, узнав что Кингу понравилась его концовка «Мглы/Тумана». Очень трогательные кадры со съёмок «Зелёной мили», где Кинг приехал на съёмки 23 сентября 1998 года вскоре после своего дня рождения, а на премьеру фильма в 1999-м он пришёл уже на костылях после жуткой аварии (которой тоже нашлось место и в экранизациях Кинга — «Королевский госпиталь» — и в книгах — «Тёмная башня»). И, кстати, Мик Гаррис (лично с ним знаком — милейший дяденька) ничуть не стесняется своего сериального «Сияния». И как примирение версий Кубрика и Кинга — сиквел «Сияния» — «Доктор Сон».
Хотя я много чего читал и смотрел по поводу Кинга, кое-что новое я все же почерпнул:
— Топор пожарного в «1408» — это тот самый топор Джека Николсона в «Сиянии»;
— как Дарабонт ради камео у Кинга сбрил бороду
— некоторые полагали, что режиссёр фильма «Долорес Клейборн» (Тейлор Хэкфорд) — женщина, настолько ему удалось передать на экраны редкую в ту пору женскую проблематику;
— на съёмках фрагмента «Калейдоскопа ужасов» про тараканов неприятные насекомые вели себя не по сценарию и все время сбегали к ужасу жителей окрестных домов;
— Кульминационную сцену с мёртвыми девочками в «Зелёной миле» переснимали, потому что реквизиторы напортачили с детскими куклами-манекенами;
— Джеймсу Каану сделали точную имитацию обеих ступней для съёмок жуткой сцены с молотом — хотя в кадре Энни Уилкс ломает ему только одну;
— манекен в сцене казни Делакруа в «Зелёной миле» «обучали» подражать движениям настоящего актёра Майкла Джитера;
— Родители Джоша Буна, снявшего впоследствии новую версию «Противостояния», сожгли в детстве его книги Кинга, объявив их греховными — и тогда он купил новые, послал их Кингу и получил обратно с его автографом — и тогда отец Буна уже не решился их сжечь.
Документалка фиксируется на самых мейнстримовых экранизациях Кинга, обходя вниманием груду шлака, который снимали «по мотивам» (чего стоила бы одна история про суд из-за «Газонокосильщика»), и даже про личный опыт режиссерства Кинга («Максимальное ускорение») не упомянули. Как и про печальную экранизацию «Тёмной башни».
Зато хватило места и на историю дружбы с уже покойным Джорджем Ромеро, и на схожесть Трампа с антигероями кинговских книг 70-х — 80-х, и на рассуждения о тайне кинговской производительности (учись, Джордж Мартин!) и в целом на рассуждения о феномене Кинга, его новаторстве в подаче социальных проблем, любви к маленьким городкам и вообще к тому, что это такое — Стивен Кинг на экране.
Ну а для тех зрителей, кто скучает от формата «говорящие головы» в документалках, припасен игровой пролог и эпилог про девушку с картиной — попробуйте посчитать там все пасхалки к экранизированным и неэкранизированным произведениям Кинга!
Когда делал гиперссылки в тексте, понадеялся, что у нас в Клубе есть все упомянутые «страшные» кинговские фильмы. Увы, не все )
Да, есть еще над чем работать 🙂 Среди фильмов, которые были в ленте, но не упомянуты в рецензии: Мобильник, Дети Кукурузы, Жребий Иерусалима, Бегущий человек, История Лиззи, 1922, Останься со мной, Темная половина, Рыцари дорог, Мистер Мерседес, Куджо, Воспламеняющая взглядом…