Сегодня сходил на блок российских хоррор-короткометражек в рамках кинофестиваля остросюжетного кино КАПЛЯ. Короткометражки – несправедливо обделенный вниманием формат — в мире кино они как рассказы в мире литературы, где всем подавай романы. Хотя по логике на короткометражку (как и на рассказ) нужно меньше времени. На помощь тут обычно приходят киноантологии… и кинофестивали. Вроде КАПЛИ. Где еще соберешь на одном экране десяток страшных киноисторий на родном языке?
Первое необычное впечатление – почти полный зал «Мира Искусства». Кто знает – может это все авторы фильмов с родственниками 🙂 но в любом случае смотреть кино в полном зале – совсем другое ощущение, чем в пустоте.
При «поточном» просмотре короткометражек легко заметить общие тренды. Съемка с одним актером (актрисой). Съемки в одной локации. Иногда даже возникало чувство дежа вю, когда за хоррорами «Взаперти» и «Комната» показали фильм… «Закрытая комната»! 🙂 Много съемок в полутьме, когда ничего толком не разберешь. В качестве пугательного инструмента все еще популярны маньячные пытки и темные силуэты незнакомцев в доме.
Из того, что успел посмотреть, больше всего понравилось, пожалуй, «Администратор прощаний. Введение» (режиссёр Николай Лупанов). Тут, правда, и кастинг хорош – в главной роли очень популярный сейчас Юра Борисов. Фильм начинается с долгой подводки про атомную войну, распад страны, новую военно-мистическую религию и, наконец, про способ «эвакуации» из ужасной реальности – в виде перерождения в прошлое. По мне все эти детали либретто можно было смело опустить – достаточно было самого диалога «Администратора» (его как раз играет Борисов) и его очередного клиента. Между ними разворачивается казенно-дежурный диалог – как в старом паспортном столе – и за время этого разговора растет напряжение: чем же на самом деле занимается Администратор-бюрократ – действительно отправляет российских граждан в прошлое перерождение… или убивает, потому что пришла разнарядка через будущие Госуслуги?
Формальную фору перед другими фильмами имел триллер «Бойся своих желаний» (режиссёр Сергей Шароватов) – ведь он снят по рассказу самого Стивена Кинга («Немой»). В отличие от многих других показанных работ, тут и множество актеров, и несколько локаций, и съемки в движущейся машине, в церкви, в баре… Увы, это была, пожалуй, уже третья или четвертая версия «Немого», которую я видел, и ничего нового я не увидел. Диалоги звучали уж очень «литературно» (частая проблема переноса рассказа в сценарий, когда куски прямой речи героя из рассказа копи-пастят в сценарий… а это так не работает). Ну и ключевая сцена, где герой узнает о предательстве жены, была снята крайне наигранно.
«Комната» (режиссёр Юлия Войтюк), “Закрытая комната» (режиссёр Игорь Забоев) и «Взаперти» (режиссёр Павел Гвоздинский) играют на одном и том же поле – один герой (героиня) в квартире/комнате, и происходит какая-то хрень. Все фильмы так или иначе справляются с задачей, причем разными методами. «Комната» в лоб апеллирует к детским страхам (а вдруг мама не защитит от монстра?), «Взаперти» любопытно обыгрывает штамп «сценарист пишет фильм ужасов про себя самого», а «Закрытая комната» просто решает задачу в лоб – девушка, силуэт, крик.
Самая навороченная история получилась у режиссера Назара Баланова – в его «Цикле» герой попадает в цикличный кошмар, замешанный на музыке. Впечатление немного портят реплики главного героя, вызывавшие смех в зале (ну правда, разве можно не вспомнить про Дарта Вейдера на фразе: «Ты мой отец? Ты не мой отец!») А в «Инкарнации» (режиссёр Павел Головин) поступили еще проще – десять минут жрец вырезает из женского трупа органы, и в результате вызывает дьявола. Тут все бы хорошо, но поверить, что человек может просто вынуть себе глаза, как наушники из ушей – очень трудно.
Вот такие короткометражные коротковпечатления.
Добавить комментарий