ПРЕДИСЛОВИЕ
Перед прочтением были опасения разочароваться. В том смысле, что рассказы окажутся очень разными, и суммарное количество «не моё» превысит «моё». Плюс стоило учитывать и возможное общее утомление. Шутка ли, здесь же целый бумажный кирпич в пятьсот с лишим страниц, с множеством перескоков с сюжета на сюжет. Такой вот читаешь-читаешь и думаешь; когда же оно уже всё?
В итоге – да, с последним листом наступило некоторое облегчение от пройденного пути. Но в то же время в душе возникла паническая нотка – «О, Саша, как же теперь я без тебя?». Ведь я прожил десятки дней, открывая и закрывая эту книгу, и испытал уйму эмоций. Пусть я слегка печалился, когда встречалось «не моё», но куда сильнее радовался, обнаруживая прям «моё-моё!». И последнего было больше.
Далее вы увидите мои личные впечатления, намеренно поданные не в форме «сУрьёзной аналитики», а так, как я реально увидел и прочувствовал каждый рассказ. И поначалу я думал написать и ПОСЛЕСЛОВИЕ. Но потом понял, что мои последние строчки к последнему рассказу — это оно и есть.
День рождения Машеньки
Открывает сборник грустная сказка про испорченное празднование шестилетия. Черствые родители случайно забывают дочурку на «банкетной» поляне, после чего к насмерть перепуганной девочке приходят духи лесные. Они просят ребенка впустить их в себя, а взамен обещают исполнить желание Машеньки стать большой и ОЧЕНЬ заметной. В итоге близлежащий город получает нашествие «кинг-конга»…
Рассказ написан нарочито простым языком, наполовину с позиции детского восприятия, когда речь идет конкретно о маленькой девочке, ее переживаниях и страхах. Когда же фокус повествования смещается на огромную Машеньку, то это уже стопроцентный монстрохоррор, глазами жертв и свидетелей. Но по совокупности — это горькая притча о детской беззащитности, взрослой безалаберности и вселенском зле, легко втершемся в доверие к наивной малышке. Пусть финальный аккорд и кажется своеобразным лучиком света, но в целом после прочтения остается гнетущее впечатление гадкой несправедливости.
Подколодные
Атмосферная жуть, которую особенно прикольно читать на даче летом, сидя на улице. Невольно начинаешь прислушиваться к шуршанию и шипению в траве на участке, и не особо горишь желанием проверить источник шума.
Этот рассказ о деревенском деде Славе, у которого рядом с домом стали появляться змеи. Вроде всего-навсего ужи неядовитые, но все равно стрёмненько, ибо непонятно – почему они приползают каждый день. Тем более, что любая змея сама по себе внушает невольный страх. И по мере развития сюжета выясняется, что с гадами у старика личные счеты, идущие из далекого прошлого.
«Подколодные» удались по всем статьям. Здесь и грустное описание преклонного возраста, когда у человека все меньше стимулов жить. И кошмарный флешбэк, определяющий настоящее. И животный страх, когда постоянное явление змей –предзнаменование чего-то ужасного. И ужасающая развязка с хоррорно-трагическим твистом.
Но самое мощное – крышесносящая визуализация естественного серпентария, заложниками которого стали главные герои. Он буквально шокирует и не отпускает какое-то время. Так что, если панически боитесь змей, приготовьтесь к последующим ночным кошмарам.
Миниатюра с явным потенциалом, которая оказалось слишком короткой, чтобы ей проникнуться и напугаться. Пусть в рассказе есть аж двойной твист, но в целом форма и содержание произвели впечатление чернового наброска. Так и хочется сказать; автор, давай побольше и поядренее про сие Чудище, помимо эффектного концепта «погребённого заживо». Но история заканчивается, не успев толком начаться, оставляя читателя с чувством голода, в отличие от местного монстра, о нем Подольский позаботился 🙂
Субъективная претензия та же, что и к рассказу выше. Как любят говорить школьные учителя – не раскрыта тема сочинения. Причем здесь злоключения главного персонажа описаны куда подробнее, атмосфернее и ярче, нежели в «Земляном». Понятен и сам концепт кромешного ужаса, когда герой логически не может осмыслить – что вообще происходит, и судорожно пытается спастись, пройдя скоротечный путь от констатации коммунальной аварии до погружения в разверзшуюся преисподнюю. Но всё же остро не хватает самого сюжета, более внятного препарирования зла, дабы по полной устрашиться не только внешними проявлениями, но и внутренней сутью.
Щемящий душу рассказ, где драматическая составляющая перекрывает хоррорную. Конечно, с поправкой на личное восприятие каждого читателя, но однозначно автору удалось жутко и одновременно трогательно показать печальный быт малолетних беспризорников. Бытию нескольких мальчишек, живущих во времянке у железной дороги, не позавидуешь. Каждый их день – тест на выживание, даже без чудища, предположительно обитающего поблизости. И даже если Подольский целенаправленно писал фантастический ужас, хоррор-элемент произведения вполне можно считать метафорой судьбы-злодейки, пожирающей «ненужных» мальцов, у которых нет будущего.
Ветки
На примере этого рассказа понимаешь, чего лично ждешь от Подольского, от чего конкретно получаешь удовольствие. Вроде как о «Ветках» тоже можно субъективно побурчать; «да что это за крокозябра?», «откуда она взялась?», «я хочу знать больше!» и т.д. и т.п. (чего в субъективном восприятии не хватило в «Земляном» и в «Кап-кап»). Но здесь есть хорошо выписанный главный герой, и происходящее воспринимаешь его разумом и чувствами. Всё же не зря говорят, что многие лучшие произведения именно о людях, а не о ситуациях. Вот и в «Ветках» живая личность сталкивается со сверхъестественной жутью, и образа главного персонажа уже достаточно, чтобы с интересом следить за развитием истории, не задаваясь нудными вопросами – «а что это?» и «почему это?».
Впрочем, и на уровне идеи у автора получился занятный, то ли флорохоррор, то ли фаунохоррор, смотря чем считать чудище – растением или животным. Ведь «ветки» — это лишь удобная идентификация (на что-то же ОНО похоже), в то время как истинная природа Зла бесконечно далека от рационального объяснения.
Мешок без подарков
Забористый новогодний хоррор на тему «Дед Мороз не тот, кем кажется». Хотя на самом деле он предстает в рассказе в первозданной сущности. Ведь это просто многие из нас не знают, что Красный Нос – тот еще демон. Познакомиться с Дедом в истинном обличие предстоит ряженой Снегурочке (в миру – студентке мединститута) и ее маленькому брату.
Рассказ гармонично совмещает предысторию главной героини, со всякими семейными подробностями, и фантастический ужас, которым обернется последний день года (для кого-то, увы, совсем последний). Впрочем, здесь не только непосредственно сражение с Дедом Морозом, оказавшимся отпетым отморозком, но и «вот это поворот!», после которого не захочется ехать в Великий Устюг, по крайней мере, в конце декабря.
Ну, вообще не «тили-тили-тесто, жених и невеста», а совсем какой-то лютых трындец, как если бы русскую народную сказку «Колобок» сочинил какой-нибудь Лавкрафт. Здесь хороший пример того, когда герои практически вообще не прописаны (просто родственные функции – дед и внучка), но при этом хроника деревенского апокалипсиса представлена во всей кошмарной красе. Интересно читать и тут же представлять мозговыносящие образы, реально красивые с позиции безграничного хоррора. Ну и концовка… Александр – жесткий писатель.
От прочтения особый эффект. С одной стороны, масса вопросов – «А что? Как? Почему?». Но с другой – ощущение правды бытия, необъяснимой словами. «Повелитель…» – ностальгическая зарисовка о периоде, когда каждый из нас был ребенком и верил, что жизнь прекрасна и удивительна. Фактически эта история о столкновении юнцов с жестокой реальностью, являющимся первым большим шагом к взрослению. Пусть всё, что случилось с маленькими героями, им отнюдь не привиделось. Но основная мысль рассказа в том, что в один паршивый момент «розовые пони» уходят, и приходит понимание, что жизнь наполнена ужасом. Увы…
Пазл
Ядрёна копоть! Ну если эта жесть попала в сборник, то можно было и «Слякоть» в него включать. Хотя, в упомянутом «неизданном на бумаге» есть то, от чего родители деткам глазки закрывают. А вот расчлененка – это, пожалуйста, не секс же! Так что смотрим на бирку «16+», мысленно ставим «18+» и спокойно читаем. Формально, это вообще криминальная история про проштрафившихся бандюков, которым требуется искупить вину перед паханом. А для этого нужно сыграть в одну весёлую игру.
Рассказ чертовки кинематографичен (а-ля серия «Баек из склепа») и радует «мясцом» соответствующих любителей. По «картинке» и драйву это не только хоррор, но и боевик, так что страницы перелистываются незаметно. В целом, послевкусие мерзкое, но так и было задумано автором. Ну а еще из «плюшек» — развязка, вызывающая ухмылку, и ностальгическая нотка по тем временам, когда полиция еще звалась милицией.
Метео
Фантазия автора зарулила в казахские степи. И неудивительно. Ведь в стране ближнего зарубежья столько страшных легенд! Одна из них – про демона Метео, создателя черного снега и повелителя местных зловещих мертвецов. С его проявлениями столкнутся «руссо туристо», группа друзей, приехавшая в Казахстан отметить новогодние праздники.
Здесь Подольскому хорошо удалось описать лютую стужу, когда вот прям читать холодно. Фактически рассказ мог бы стать сугубо «выживальческой катастрофой», когда люди борются с единственной страшной напастью – безжалостным морозом. Но помимо тотального обледенения, автор активно давит на газ зомби-хоррора. В целом получился снежный завораживающий кошмар с ударным финалом, возможно предсказуемым для отдельных читателей, но логично-ужасающим в ответе на вопрос – «А как вы думали; чем всё это может закончиться?».
Забытые чертом
И вновь ходячие мертвецы, запорошенные снегом. Но на этот раз в контексте ретро-хоррора, во времена строительства Байкало-Амурской магистрали. Причем если вы вообще ничего не знаете про БАМ, кроме его названия, то из «Забытых чертом» вы узнаете – как изначально проходила стройка, какой живой силой создавалась легендарная железная дорога. Причем именно этот исторический факт ляжет в основу ужас-составляющей произведения.
По стилистике – это мясной экшен, а-ля «Обитель зла родом из СССР». Килограммы внутренностей и конечностей, ливень пуль и настроение «мы все умрем во тьме». Смачно, внятно и тошнотворно в хорошем смысле (не для нежных желудков). И по объему это был потенциальный шаг к большой прозе, так как за кадром остались вкусные подробности (про лабораторию и процесс создания «идеальных работяг» можно было много интересного придумать, и представить в деталях). Впрочем, и без этого «Забытые…» хороши как незаурядное социалистическое зомби-месилово.
Нечистые
Начинается как подростковый рассказ, типа «как я провел лето в деревне у бабушки». Два пацана озорничают, корешатся с «крутым перцем» чуть постарше, и ведут расследование; а не ведьма ли одна местная бабка? У какого-нибудь детского писателя история так и осталась бы в плоскости милых детских страхов про иллюзорную Бабу-ягу. Но Подольский творит для аудитории «от 16-и и старше», посему каникулярная зарисовка быстро превратится в мистический кошмар с жесткой развязкой.
В «Нечистых» хорошо выписаны герои, как условно хорошие, так и безусловно плохой, причем «кто есть кто» станет понятно лишь в финале. Деревенская хоррор-проза удалась, хотя…, как оказалось, размах задумки был отнюдь не на уровне трех избушек. Всё куда ширше.
Здесь история в стилистике восточной легенды, о монахе, совершающим загадочный ритуал во имя защиты своего народа от Страшного Зла. Сугубо для любителей подобной манеры повествования, когда «…прочитывая мантру за мантрой, готовя душу покойной к перерождению, пронося ее через сорок девять уровней Бардо…». Этакий волшебный сказ, с отнюдь не добросказочным финалом, ибо драконы, в прямом и в переносном смысле, в ужастиках редко прославляются хорошими делами.
Почти что не страшная поэтичная зарисовка о любви с неоднозначным объектом желания, в Стране восходящего солнца. Мы практически ничего не знаем о героях, за исключением поверхностных характеристик, но в то же время проникаемся красивым мифом о потустороннем существе, которое манит и манит… Как знать, может мы не там ищем своё счастье? А те, кого называют демонами, вовсе не так опасны и ужасны…
Хозяин туннелей
Психофизиологическая жуть, раскрывающая «истинную природу» нищих калек, просящих милостыню в вагонах метро. Естественно, это художественный вымысел, вне реального оскорбления маломобильной категории граждан. Но лишний раз напоминающий, что не все «инвалиды с протянутой рукой» на самом деле таковыми являются.
Главные герои «Хозяина…» – парочка журналистов, нарядившихся в «обездоленных», дабы сделать материал о «нищем бизнесе» столичной подземки. Конечно, дотошные «акулы пера» добьются своего и узнают то, чему, мягко говоря, не обрадуются. А шокированный читатель теперь будет с опаской оглядываться в метрополитене, вообще не решаясь заглянуть в темную бездну туннеля.
Между
В личном восприятии не получилось проникнуться красотой смысловой нагрузки. Невольно возникающая аллюзия, исходя из общеизвестного мифологического наследия, это Харон, переплывающий на лодке реку Стикс. Впрочем, параллель крайне условная, ибо в центре сюжета – отчаянное триллерное выживание; трое незнакомых людей оказались в открытом море и взгромоздились на столбы, бог знает откуда взявшиеся.
Воспринимается рассказ как «ничего не понятно, но очень интересно», благо автор интересно описывает злоключения выживших, вворачивая в их разговоры прикольные словесные конструкции, типа «ах у ели злые волки…». В целом – атмосферное загадочное чтиво, «работающее» и без полного понимания сюжета.
Ваш покорный слуга искренне ждал, что один из рассказов окажется данью уважения творчеству Лавкрафта. Причем «Твари… — не только лихое подражание «папе Ктулху», но и не менее эффектная игра в нуар. Вот прямо как будто классический персонаж штатовских олдскульных детективов оказался в обители рыболюдей, поклоняющихся подводному чудищу.
Субъективно, один из лучших рассказов сборника, когда читал и кайфовал от каждого абзаца. Да, чтобы оценить стиль по достоинству, нужно определенно знать и любить Говарда-наше всё-Филлипса, что само собой разумеющееся для многих поклонников литературного хоррора. Впрочем, у Подольского здесь не только атмосфера «космического ужаса», но и фирменная отборная жесть. По совокупности ярко, сочно и зверски-изящно. Отвратительная красота!
Свиньи
Ужасы вебкама без ретуши. Конечно, в рассказе описана крайняя и однозначно фантастическая ситуация в кульминации. Но даже без «нереального» элемента, это чертовски жуткое чтиво, напоминающее, что в Сети «живут» не только придурковатые тролли, но и настоящие изуверы. Главные герой – мерзкий выродок, под стать «оборотню в погонах» из балабановского «Груза 200», разве что использующий современные технологии. Написано живо, резко, шокирующе и со своеобразной иронией (теперь мы знаем, что есть на самом деле Ютуб ?) Из недостатков – брошенный на полураскрытии образ жертвы, когда так и осталось за кадром – что там с ее родственниками, лекарствами и т.п. То же можно сказать и о демонической сущности (Что это? Откуда? Почему именно здесь и сейчас?). Но здесь понятна подача с точки зрения злодея, попавшего под раздачу, который охреневает от происходящего. В целом «Свиньи» хорошо «вставляют» как мерзкий натуралистичный жутик, и окончательно укладывают читателя на лопатки своей концовкой. И к месту senoid – маленький прикол для «своих».
Практически «неужасный» подростковый рассказ, где двое пацанов неосознанно прощаются с детством. Повествование завуалировано условной фантастикой, где ребятки учатся в закрытой школе, граничащей с потенциальной опасной «землей невидимок». По мере повествования формально кажется, что «что-то страшное грядет», но де-факто это метафоричная ностальжи-зарисовка о временах, когда деревья были большими, а огромный взрослый мир одновременно манил и пугал. Светлая грусть.
Печалька об одиночестве и творческой невостребованности. Это когда творишь то, что хочешь, а оно никак не монетизируется. Душа просит одного, а рынок требует совсем другого. Впрочем, в «О стеклянных человечках» жестокий мир капитализма идет, скорее, фоном. А по сути, рассказ о гибели тела, но не духа, который бессмертен и лишь временно заперт в тюрьме телесной оболочки.
Фантастический боевик о приземлившихся звездюках, естественно, враждебных по отношению к человечеству, как и подобает инопланетянам в хоррорах. Причем битва за планету идет в воде, ибо у пришельцев не только воздушный флот, но есть и кое-что военно-морское. История рассказана в рамках героической семейной драмы, эпизоде масштабного сражения, где маленькие люди совершают большой поступок. В целом, потенциальная заявка на большую прозу, ибо местная «вселенная» могла бы разрастись до эпичного романа.
Жутковато-сумбурная маньячная страшилка. С одной стороны незаурядная, в плане этой самой «коробки», фигурирующей в названии, а с другой стороны – традиционная, когда становится понятен общий замысел. Впрочем, здесь важнее не про «что» написано, а «как» написано, тем более что повествование ведется от лица плохого парня. В целом – зачет, в том числе и за обескураженность главного героя, офигевающего от девицы, забравшейся к нему в машину.
Соль
Семейный триллер в экзотическом антураже. «Руссо туристо» отправляются аж в Боливию, чтобы увидеть Солончак Уюни – огромное высохшее соленое озеро. Но поездка для сестер Инги и Анны не пройдет безоблачно. Девушки столкнутся с местной паранормальщиной, а также еще с одной внезапной угрозой…
Рассказ, который интересно мысленно визуализировать, особенно когда не видел вышеупомянутое Уюни хотя бы на фото, и не представляешь – как это вообще; природная зеркальная поверхность? Что же до ужасов, то здесь они достаточно лайтовые по части жести, и общая стилистика рассказа меланхоличная. Главное, что после прочтения самому хочется оказаться там, несмотря на описанные опасности, которые (хочется верить) лишь фантазии автора.
Парк исполинов
Вновь потрясающая экзотика, но на этот раз рукотворная. И сравнительно недалеко, всего-то в Баренцевом море, что отчасти в России-матушке. Здесь наш миллиардер Глозман построил ошеломительный подводный парк с гигантскими статуями. И поначалу всё шло хорошо, в плане потока туристов и весомых доходов. Но затем резко пошла сплошная невезуха, всякие трагичные инциденты, из-за которых власть постановила закрыть выставку гигантов…
Бесспорно, вкусная идея и впечатляющая реализация. Причем размах замысла потянул бы и на повесть, и на роман. Субъективно, когда действие проносится «галопом по европам», быстренько подводя к жуткому финалу проекта, о чем, собственно, и рассказ, то жалеешь о потенциальном миллионе подробностей, которые могли бы быть. Но и то, что имеем, вполне интересно, особенно если у вас богатое воображение, дабы представить всю эту красоту.
В начале кажется, что это детский рассказ, в котором ужасы будут на уровне мелких делишек деревенских колдунов. Но когда повествование окропляется красной жидкостью, происходящее уже не кажется беззубой лайтовой страшилкой. Хотя в целом сложно понять – что вообще происходит, так что «Хранители…» придутся по душе поклонникам сюра. Читать интересно, в том числе и потому, что веришь; ага, еще чуть-чуть и откроется истина. Но настоящий сюр шиш вам что объяснит, а в «Хранителях…» он прямо первосортный. Так что здесь наслаждаешься формой, а не содержанием, и веришь, что с главным маленьким героем всё будет хорошо…, а если и плохо, то безболезненно.
Этот человек
Подольского настигла крипипаста и заставила написать о себе любимой. На самом деле подобные интернет-байки так и просятся на страницы рассказа какого-нибудь маститого хоррор-автора. Здесь не ждешь оригинального прочтения «городской легенды», а готов довольствоваться ее яркой литературной визуализацией. Что, собственно, и происходит с «Этим Человеком», являющимся главной героине во снах.
Фактически в миниатюре передана вся суть жутковатой современной байки, на примере ее частного случая, когда «человек» стремительно завладевает очередной жертвой. Написано бодро и жутко, особенно финал со «всей фигней, кроме пчел». И теперь думаешь о том, как бы не думать про чувака с проплешиной и сросшимися бровями.
Демьяновы фильмы
Крутой киноманский ужастик, где мировые хиты обретают новую жизнь в хоррор-прочтении. Когда всей душой любишь страшные фильмы, то невольно завидуешь главному герою, вытянувшему «счастливый билет». Впрочем, как известно, многое внешне хорошее — это хорошо замаскированное плохое. Тем более, когда многое получаешь, не меньше придется отдавать. Ну а если связался с темными силами, то долг таким платежом красен – мама не горюй!
Но всё же, блин, как же сладок запретный плод! Чертовская вкуснотища досталась пареньку-студенту! Жаль только, что демоны неумолимы, и высосут из тебя все соки за мгновения удовольствия. Хотя… читайте до конца, может быть, автор сжалится над любителем ужасов? А еще, кто внимательно читает сборник, тот молодец. Ибо он кайфанет от одной прикольной авторской отсылки.
И вновь фантастический нуар, условно созвучный с «Тварями из Нижнего города». Здесь уже не лавкрафтовская атмосфера, но тот ещё мрачный городок, в котором частный сыщик ведет опасное расследование. Не будь Подольский хоррорщиком, из него мог бы получиться популярный детективщик. История увлекательная, наполненная жуткими деталями, и с огненным, во всех смыслах, финалом. Особенно должна понравится фанатам цирковых страшилок.
Это было забавно. Честно, мне абсолютно неизвестна предыстория написания, но смею предположить, что автору банан не в то горло попал. И решил писатель сотворить что-нибудь в отместку, изобразить плод маньячным исчадием ада, а потом устроить ему нечто особенное. Ясен красен, что всерьез воспринимать сие невозможно, как и напугаться. А вот поулыбаться в духе милого бреда, а-ля «Нападения помидоров-убийц» на минималках, вполне можно.
Цифропокалипсис
Да-а-а, я бы не выжил в мире, где цифры почти что победили буквы и стали править миром. Моя душа категорически не восприняла сию убойную фантазию, хотя мозг и оценил оригинальность задумки. А вообще в процессе чтения мой разум искал – за какую бы удобную аналогию зацепиться, дабы перейти в «зону комфорта». Ближайшая субъективная параллель возникла с «451 градусом по Фаренгейту» Брэдбери, но быстро улетучилась в силу кардинальных различий стилистик и идей. Как не крути, но «Цифропокалипсис» глубоко самобытен и придется по вкусе далеко не всем. Нужно суметь погрузиться в эту нереальную вселенную с невообразимыми существами, которых больше нигде не встретишь. У кого-то это получится само собой, а кто-то приложит конкретные усилия, но так и проникнется царством сволочных цифр, обижающих бедные буковки. Снимаю шляпу перед мощным креативом, но в плане эмоционального удовольствия иду лесом.
Поэтичный рассказ, определивший название сборника и лишний раз доказывающий, что Подольский куда больше, чем сугубо хоррор-писатель. Фактически это притча о бренности бытия и неизбежности ухода в мир иной. Ужасы тоже присутствуют, но как фоновые монстры, которые не в силах помешать главному герою, хранителю колумбария, исполнить свое священное предназначение.
Как и в большинстве произведений автора, самое главное здесь – атмосфера, когда тональность повествования доминирует над фабулой. Есть внутреннее ощущение, что всё поведанное – некая истина, самое главное, что нужно понимать о жизни и смерти. Ну и маяк, сам по себе, некий луч света, надежда на спасение, что бы это не значило…
Добавить комментарий