Первые кадры пролога – аллюзия на типовой слэшер в духе «Пятницы, 13-й». Девушка в панике бежит по лесу, спасаясь от кого-то ужасного. Вот она прячется за деревом, вот пугается ложной опасности и в итоге добирается до кустарника с какой-то противоестественной дырой. Еще большую оторопь вызывает хранящаяся здесь старомодного зеркало. Девушка смотрит в него и видит как будто себя, но на самом деле злобную сущность с демоническим оскалом (без влияния «Mirrors» Ажа дело явно не обошлось). А далее – традиционный вопль, и красное на черном название «ОТРАЖЕНИЕ ТЬМЫ».
Из года в год приходится констатировать, что в российском кинематографе так и не сформировалась самобытное хоррор-течение. Благо, в современной отечественной литературе дела с этим куда лучше (характерное подтверждение – серия «Самая страшная книга», а вот в кино – по-прежнему поле творческих экспериментов. Естественно, российские режиссеры не обязаны дружно идти по однотипной стилистической стезе. Но общая тенденция всё же такова, что преимущественно наблюдается копирование иностранных картин, с разной степенью успешности. Ну а «Отражение тьмы» — особый случай. Не будучи экранизацией какой-нибудь иностранной книги, что формально оправдывало бы такой подход, фильм Серика Бейсеу целиком воспринимается как мейнстримный голливудский хоррор.
Ради справедливости стоит сказать, что перенос действия в псевдозападную реальность уже делался раньше. Де-факто, это фишка сценариста Дмитрия Жигалова. «За гранью реальности», «Эбигейл», «Звёздный разум» и «Сквозь время» сделаны по тому же лекалу, и это целенаправленный расчет на зарубежный прокат. Иностранному зрителю предлагается не только удобный для восприятия «нерусский» сюжет, но и американизированные имена и образы героев. Таким образом, конкретно в «Отражении тьмы», молодые люди Стейси, Майкл, Энди, Оливия и прочие граждане не нашей страны прилетают на таинственный остров для участия в ретрите. Ну а буквально говоря, четыре пары, при помощи и под контролем «мутной» организации хотят наладить надломленные отношения, по большей части в плане интимной близости.
Завязка определяет жанр картины, которой безоговорочно следует обозначить как эротический хоррор. Да, в фильме много секса, не скатывающегося в порно, но по количеству и визуализации достаточного, дабы подтвердить будущим зрителям, что это сугубо взрослое кино. Причем, к счастью или к сожалению для целевой аудитории, повествования предельно бесхитростное. Интрига, конечно, присутствует, как и формально неожиданное сюжетные повороты, но в целом «Отражение тьмы», говоря той же западной терминологией – типичный сексплотейшен. Здесь, конечно, возможен спор, где одна сторона будет доказывать, что половые сцены двигают историю, а другая — что сценарий специально написан так, дабы на экране было как можно больше прелюдий и совокуплений. Но результат, в любом случае, один – кино о траханье, и тема сисек раскрыта.
Не спойлеря конкретно о персонажах, кто там на самом деле друг, а кто враг, можно смело рассказать то, о чем и так кричат официальные синопсис и трейлер. «Отражение тьмы» про суккуба, демона похоти, и опять же, отнюдь не из отечественной мифологии. В качества зла используется западный архетип, близкий и
понятный «тамошней» публике, а для русских скорее воспринимаемый как диковинка. Иначе говоря, это кино не про нас, но в том числе и для нас, что бы это не значило. Здесь вообще возникает когнитивный диссонанс. Получается, что отечественная съемочная группа первоочередно делает экспортный продукт, который, по сути, имеет крайне условное отношение к русской
культуре. Но в то же время можно сказать, что Бейсеу и компания занимаются пресловутым импортозамещением, ставшим как нельзя актуальным в настоящее время. Иначе говоря; вы привыкли смотреть на большом экране американское кино, но его стало мало? Что ж, вот вам квазиштатовский триллер
российского разлива, где герои чертовски похожи на стереотипных янки, где гламурная голливудская картинка и незамысловатый попкорновый скрипт. Проект не представляет какой-либо художественной ценности, на удовлетворяет определенные потребности массовой взрослой публики; секс и насилие в фэнтезийной оболочке, с дуболомно поданной моралью и псевдохэппиэндом, исполненным в такой форме, которая уже стала штампом в ужастиках. Так что формально всё для русского непритязательного потребителя хоррора, запоем смотревшего западную жуть, а теперь получающего то же самое от родной индустрии.
P.S. В культурной столице Российской Федерации, в субботу днем, в кинотеатре в центре города, на сеансе ваш покорный слуга был единственным зрителем.
Страница фильма «Отражение тьмы» в КЛУБ-КРИКе
Добавить комментарий