Несколько лет назад режиссёр фильма «Не говори никому» Кристиан Тафдруп отдыхал с женой в Италии, где познакомился с другой семейной парой из Голландии. Солнце, вино, хорошее настроение — вроде бы как подружились. А вернувшись домой в Данию, режиссёр получил от семейки приглашение навестить их в Голландии. Режиссёр подумал — и не поехал. А вот герои его фильма, завязка которого точь-в-точь совпадает с этой историей — поехали.
Большая ошибка.
«Не говори никому» — фильм-шок. Он из той редкой породы фильмов, когда ты понимаешь, что фильм отличный, но не будешь его рекомендовать всем подряд. В такое состояние меня приводили до сих пор совсем немного фильмов: «Солнцестояние», фильмы Ларса фон Триера («Меланхолия», «Догвилль», «Дом, который построил Джек») да «Забавные игры» Ханеке.
Это фильм, где, поистине, ужасные вещи происходят с хорошими людьми. И если в «Незнакомцах» на вопрос «За что вы делаете это с нами» звучал самодовольный ответ «Потому что мы могли», то в этом фильме ответ ещё страшнее: «Потому что вы нам позволили».
У меня давно есть претензии к музыке в хоррорах. Музыка порой замещает изображение, диктует эмоции, подсказывает «страшные места», как в ситкомах закадровый смех подсказывает где смеяться. В «Не говори никому» музыка спойлерит сюжет с самого начала. Когда под идиллическую картинку играет такое, не сомневаешься, что дело будет плохо. Вот только вы не представляете насколько плохо.
Самое ужасное в фильме — даже не само насилие (формально оно начинается минут за 15 до конца), а то, с какой лёгкостью нами могут манипулировать другие люди. «Странная пара» из Голландии делает ровно две вещи: внедряется в личное пространство (типа зайти пописать в ванну, пока гости чистят зубы) и сваливает вину на гостей (стандартное поведение абьюзера: «Это она заставила меня её ударить»). Вы думаете герои такие хилые и никчемные, что позволили такое с собой сотворить? Мне кажется, это может происходит прямо сейчас с каждым из нас. И тревожная музыка гремит где-то прямо над нашими головами. Не говорите никому.
Добавить комментарий