С развалом Советского Союза в кино каждый выживал кто как мог. Ассоциация каскадеров новой России поделилась на два ответвления, каждая стремилась снимать свое независимое кино. У одних получилось в рамках заданной программы выпустить два фильма — «Духи ада» и «Фантом». Вторые сделали ставку на хоррор и фантастику, но смогли выпустить только один фильм — «Детонатор», после чего, не в силах бороться с разрухой в кино, полностью зачахли.
На землю из космоса падает странный предмет. Его падение сопровождается сильным взрывом, который порождает на Земле хаос. В дело вмешивается сотрудник КГБ Рэм Безымянный, обладатель совершенной телесной и универсальной психической природы, который трансплантируется прибором внеземного происхождения в самые невероятные места пространства и времени.
Сразу скажу: для того времени фильм снят довольно неплохо, и по эффектам и по всему, но к сожалению все портит совершенно идиотский сценарий, в который попытались впихнуть всё и сразу. Тут и разные времена, и племена амазонок, и каннибалы… Причем не просто каннибалы, а парт-каннибалы (?) — якобы мутирующие бывшие партийные работники, пожирающие голодными ордами всё на своем пути. Но это было в духе того времени, особенно в комедии. Редко кто не воспользовался возможностью тогда кусануть советскую реальность. В плане спецэффектов, ставшая виновницей всего этого жуткого безобразия со скитаниям по временам, пирамида прорисована на редкость визуально интересно и действует немного как отдельный персонаж. Свою последнюю роль сыграл здесь вечная баба-яга Советского Союза — Георгий Милляр, ему было уже без малого девяносто лет, но сыграл он на редкость хорошо.
Времена и пространства предстают здесь как эквивалент некоего лабиринта с мирами-ярусами (находка оригинальная, согласитесь), населенными неожиданными существами и племенами, как плохими так и хорошими. В общем получается, что авторы создали некую одиссею в рамках новой российской реальности, в чем то оригинальную, в чем то безумную и страшную. Но, хвала авторам, в рамках, установленным тем временем, глубоко оригинальную. Героя все время пытаются съесть, убить или пленить. Но бравый вояка, подобно Индиане Джонсу, с честью выходит из всех подобных ситуаций.
Но все же реализовать классный по идее замысел в полную силу, помешали многие факторы; отсутствие нормального бюджета, непременное желание авторов того времени впихнуть в фильм что-то на потребу дня, даже в нарушение всякой логики. Первая попытка снять вменяемый фантастический хоррор обернулась полуудачей, хотя фильм в свое время имел успех, и даже получил приз на фестивале фантастических фильмов. В наше время его помнят лишь единицы. К тому же проблема у этого фильма та же, что и у большинства перестроечных фильмов — размытая, потускневшая картинка в устаревшем формате, нужна реставрация.
Но все же, несмотря ни на что, фильм предвосхитил появление гораздо позже такого явления как «Российская хоррор-комедия». К примеру приведу того же «Парня с нашего кладбища», где отголоски таких далеких по времени лент, как «Детонатор», остро чувствуются. В «Детонаторе» соединилось смешное и страшное. Там в диком смеси авторы смешали чистый жанр, безумие, сюрреализм, перестроечную чернуху, фантастику и ужасы, интерес к которым в то время активно возрождался. Для того времени это было вполне закономерное явление, смешение жанров, соединенных в ядерный коктейль, просто норма для перестроечного кино, пример — «Сумасшедшая любовь», о котором мы уже писали.
«Детонатор» — очередной кирпичик в миропостроении российского хоррора и фантастики, нужно сказать, что далеко не самый худший.
Страница фильма «Великое замыкание, или Детонатор» в КЛУБ-КРИКе
Добавить комментарий