Потрясающе, иначе не скажешь. Можно создавать и создавать кучу фантастических блокбастеров и драм, пытаясь донести до зрителя какие-то ценности и морали, а можно в хронометраж десяти минут умудриться уместить и высокую драму, и антимилитаристское высказывание, упакованное в оболочку самого настоящего триллера!
Наши советские мультипликаторы конечно были способны на потрясающие эксперименты. В восьмидесятые, на волне всплеска интереса к фантастике, был снят целый ряд знаковых фантастических мультфильмов. Одно их перечисление может привести в восторг любителя фантастики моего поколения. «Полигон», «Контакт», «Тайна третьей планеты», «Перевал», «Будет ласковый дождь», «Сражение» — список можно продолжать и продолжать. Помимо фантастики, также в мультипликации начал развиваться и хоррор, но это уже история для иной статьи. К сожалению, пресловутые девяностые прервали, а затем вовсе окончательно похоронили этот своеобразный ренессанс.
Но вернемся к нашему мультфильму. Вообще первоисточник (рассказ Рэя Брэдбери) был написан в самый разгар пика холодной войны и несет явную антимилитаристскую направленность. Мультфильм же создавался несколько в другое время, холодная война пошла на спад, в советском кино возрождается интерес к хоррору, и здесь его мотивы явно прочитываются.
В поисках новой родины космонавты открывают планету, поначалу напоминающую первозданный земной рай; ласковый ветерок, чистые реки и озера, отсутствие гуманоидной жизни, светлое ласковое небо. Но среди космонавтов есть некто, кто упорно не желает доверять этой идиллии, и отделившись от остальных, пытается специальной бомбой вспороть брюхо «планете-женщине», как ласково называют её остальные астронавты.
И вот здесь-то проявляется недооцененное мастерство наших мультипликаторов прорисовать саспенс так, что будет он виден в двух, едва уловимых взором, штрихах, в незначительных, едва заметных деталях. Во всяком случае с того момента, как злодей исчезает, увлекаемый карающей силой планеты, становится немного не по себе. Потому что, во-первых, видишь, как планета меняет лик с абсолютного добра на нечто, несущее возмездие, а во-вторых — ты явно ощущаешь, как эта антропоморфное нечто действительно смотрит не только на космонавтов, но также и на тебя, зрителя!
Этот прием от советских мультипликаторов я заметил не только в данном мультфильме. Что и говорить, советским мультипликаторам многое запрещалось, но ловко обходя цензурные запреты, пугать они научились. Но страшной советской мультипликации мы ещё посвятим отдельную статью, благо она того заслуживает, а пока что, заканчивая обзор на этот восхитительный мультфильм, хочу сказать, что несмотря на вроде бы вполне благополучный финал…почему-то грустно.
Грустно видимо оттого, что понимаешь; когда-нибудь прилетит на планету-женщину другой корабль, и какой-нибудь маньяк таки найдет способ вспороть брюхо живой планете. Грустно оттого ещё, что подобные смысловые мультфильмы остались навсегда в прошлом. В эпоху, когда на экранах царит однообразный и уже набивший оскомину бесконечный поток коммерческой мультипликации, таким фильмам, конечно, нет места.
Страница фильма «Здесь могут водиться тигры» в КЛУБ-КРИКе
Посмотрел, хороший мультфильм. Вот что значит отличная литературная основа, добротно экранизированная.