Опасный маньяк бежит из психиатрической клиники. Успев по дороге вспороть живот нескольким женщинам, психопат прячется на пустующей вилле. Вскоре в свой загородный дом приезжает хозяйка. Но не одна, а с компанией друзей. «Золотая молодежь» решила повеселиться на природе, захватив с собой огромный запас алкоголя и ЛСД. Трезвой оставалась лишь согласившаяся принять весь этот бардак в своем доме Франческа. Именно она обнаружила труп одной из своих гостий со следами ножевых ран. Мгновенно протрезвевшие гуляки, не желая признаваться самим себе, что это мог сделать кто-то из них, покинули виллу, заметая следы преступления. Франческа осталась одна, не подозревая, что на чердаке ее дома прячется еще один, совсем уже непрошеный, гость…
В карьере итальянца Чезаре Рау триллер «Madness» остался единственным фильмом. Убедившись в том, что для самостоятельной работы ему явно не хватает таланта, кинематографист сосредоточился на работе ассистента в съемочных группах бесконечных спагетти-вестернов и «мыльных опер». Фильм же его, благополучно провалившись в прокате, канул в архивную бездну, затерявшись где-то на дальних полках. И даже эпоха видео, когда многочисленные дистрибьюторы, соревнуясь друг с другом, искали в «прошлой жизни» все, что хоть как-то могло заинтересовать покупателя, не вытащила картину из могилы. Гробокопатели 80-х просто не смогли найти ее единственную сохранившуюся копию, а может – просто ничего о фильме не слышали. Нашелся он лишь в конце первого десятилетия XXI-го века, когда, на счастье для кинофриков, вовсю уже властвовал скоростной интернет. И энтузиасты, раскопавшие этот раритет, не стали прятать его в свои тщательно оберегаемые от посторонних глаз подвалы, а выставили на всеобщее обозрение.
И тут внезапно оказалось, что при всей откровенной слабости режиссуры и провисающих сюжетных линиях, фильм оказался оригинален и необычен – прежде всего благодаря удачному кастингу и нестандартной развязке. Ему бы еще твердую руку в режиссерском кресле – и получилась бы конфетка, намного опередившая по времени серию «Хеллоуинов». А там, глядишь, слава Франчески Романы Колуцци затмила бы известность Джейми Ли Кёртис по части избавления от маньяков-психопатов. Но не срослось. Отличная идея была благополучно похоронена дилетантом под рыхлым слоем многочисленных, совсем не обязательных сюжетных линий. И Рау превратил потенциально мощный слэшер в длинный и довольно нудный анекдот, спасти который не смогла даже блистательная концовка, шикарно разыгранная синьориной Колуцци, для которой Франческа из «Madness» стала первой большой ролью в карьере.
Собственно, выбор актрисы, как я уже говорил, стал единственной удачей для съемочной группы. Высокорослая, широкоплечая и грубоватая Колуцци в дальнейшем не раз играла характерные роли боевых девиц с большими кулаками. Чего стоит только ее «Крошка» Морган из комедийного вестерна «История о каратисте, кулаке и фасоли» или бравая полицейская патрульная Пупетта из «Бригадира Паскуале Дзагариа…», но пригласить эту девушку на роль остающейся один на один с сумасшедшим маньяком в пустом доме жертвы стало настоящим оксюмороном. Но это абсурдное, на первый взгляд, решение спасло фильм. Пусть и не для современников, которым молодая актриса была еще совсем не знакома, так хотя бы для тех, кто спустя сорок с лишним лет после выхода в свет картины рад новому подтверждению необычного дара Франчески Романы Колуцци.
Но до кульминационного выхода ее героини на авансцену проходит множество бесконечно томительных минут, которые нисколько не оживляют даже красочные для своего времени сцены потрошения невинных жертв бежавшим из психбольницы сексуальным маньяком. Впрочем, подобные картины итальянский зритель уже успел вдоволь насмотреться в обретших изрядную популярность джалло, а потому желал саспенса и хоть какой-то разумной истории. А с этим было как-то не очень. Авторы фильма мучительно нудно сводили воедино две линии: психа-убийцы, пытающегося найти себе укрытие, чтобы переждать период обострения; и хозяйки небольшой загородной виллы, которую обрабатывала компания студентов-однокашников, дабы обрести место для намечающейся оргии с блэк-джеком и шлюхами (то есть, с шампанским и LSD).
В конце концов, как нетрудно догадаться, маньяк спрятался именно в том доме, куда спустя недолгое время прикатила развлекаться веселая компания. И здесь выясняется, что авторы «Madness» не знали законов жанра. Хотя откуда бы – ведь к началу 70-х слэшеров как таковых в природе еще не существовало. А потому, вместо того, чтобы с пуританской убежденностью Джейсона и ему подобных наказывать молодежь за неподобающее поведение, итальянский убивец нехотя режет одну-единственную заблудшую обдолбанную овечку, после чего продолжает прятаться. Тогда как вся честная компания, проспавшись и забрав труп, бодро отправляется восвояси, оставив несчастного безумца один на один со здоровенной, трезвой и очень-очень злой Франческой. Наверное, после этого говорить, что финал триллера окажется неожиданным, будет излишне самоуверенно. А вот то, что он будет забавным даже вопреки желанию режиссера (от него в этом фильме вообще, похоже, ничего не зависело) – вполне. И даже с саспенсом… Комичным, конечно, саспенсом: ведь когда не знаешь, за кого больше бояться – вздрагиваешь совсем не там, где положено.
Продюсеры, выпускавшие ленту в прокат, похоже, тоже чувствовали себя не в своей тарелке. Ничем другим появление постера, раскрывающего финал истории (вот где вы еще такое увидите!), не объяснить. Впрочем, возможно они просто акцентированно расставляли акценты: тщедушный маньяк против огромной по сравнению с ним жертвы априори не имел никаких шансов… И развязка картины смотрела на зрителя, радостно встречая его огромным спойлером прямо на пороге кинотеатра. Сегодня это только добавляет «Madness» оригинальности, делая его решительно непохожим на массу однотипных триллеров, но во время выхода фильма на экран подобное откровение едва ли могло радовать.
Конечно, отдельные находки и удачи не делают из подмастерья Чезаре Рау мастера, а его фильм – шедевром. Но они позволяют «Madness» занять свое, пусть и скромное, место в истории, как необычному прото-слэшеру с отличной актерской работой «вопреки всему» невероятно талантливой Франчески Романы Колуцци. Которая, к сожалению, сыграла в кино слишком мало ролей, достойных этого ее таланта, чтобы проходить мимо любой из них.
Видимо, это один из немногих триллеров, где жалко не жертв, а кровожадного маньяка)
Да он как раз совсем не кровожадный, а просто несчастный псих с обострением от фазы луны. Он хочет отсидеться, переждать, а тут придурки со своей оргией прикатили. И давай это самое делать прямо у него на глазах:)
На самом деле — тут шикарный триллер можно было замутить. Причем, как «психотриллер» с играющим на нервах саспенсом, так и слэшер. Но про второе в 71-м году еще не знали, а первое «режиссеру» в кавычках было не под силу.
Так и осталось: любопытное, ни на что не похожее нечто… А могло быть — что-то.
Тогда тем более маньяка жалко — ни молодёжь покрошить не дали, ни жути на зрителей навести)