Умение вовремя уйти, чувствуя свою неспособность сделать что-то новое, характеризует истинно великих людей. Вайнштейны к разряду великих людей не относятся. Они относятся к разряду бизнесменов. Им важны деньги, и ради них они пойдут на что угодно. Представьте, что вместо завершения карьеры в середине 90-х, Брукс снимает «Новый Молодой Франкенштейн» или «Я снова боюсь высоты». К счастью, он не купился на уверения в том, что его фильмы еще способны приносить прибыль. Да, он мог бы еще делать деньги, но какой ценой!? Это я все к тому, что ребятам, делавшим «ОСК-5», пришла пора взяться за спицы и вышивание крестиком где-нибудь на ранчо в Массачусетсе.
«Очень страшное кино-5» — пример танца на костях, схожий разве что с «Полицейской академией», где раз от раза становилось все хуже. Серию «ОСК» начали братья Уайнс. Их первый фильм был не шедевром, но глотком свежего воздуха в медленно, но верно загибавшемся без свежих кадровых вливаний жанре. Все познается в сравнении. Рядом с «Голым пистолетом» «ОСК» — слабачек, но после огромного количества отстойных пародий — уже почти классика.
Второй фильм был пошлее, тупее, вдвое не смешнее первого, что сказалось и на сборах. Студия «Димэншн» устранила Уайнсов от триквела и позвала Дэвида Цукера в надежде реанимировать столь удачно начавшуюся франшизу. Цукер не подвел, привлек к работе Профта, Лесли Нильсена, Чарли Шина, и сборы взметнулись ввысь. Цукер не был мастак в молодежном юморе — «ОСК» сделал крен в сторону пародии 80-х, что, на мой взгляд, здорово, (третья часть моя любимая), на взгляд поколения МТV — она хуже предыдущих двух, но тут уже чисто вкусовые пристрастия.
4-я часть была хуже третьей, а это означало, что Цукеру пора завязывать с этой франшизой. И вот началась история многострадального долгостроя «ОСК-5». Сперва им опять занялся Цукер. Но то буксовал жанровый кинематограф, то были проблемы с финансированием. Потом случилось горе — умер Нильсен, который не только был живым символом цукеровского успеха, но и гарантом качества его продукции. Ходили слухи, что Нильсен успел сняться в нескольких эпизодах ОСК-5, но это оказалось враньем. Сценарий пришлось переписывать с учетом исчезновения Нильсена. Пока его переписывали, ушла Анна Фэрис. Потом ушли все, кто имел хоть какое-нибудь отношение к первым фильмам. Все пришлось начинать заново и уставший Цукер все бросил. В режиссеры студия наняла Малкольма Д. Ли, который над пародиями никогда не работал.
Сценарий переписали снова, взяли другие фильмы для пародий — уж не знаю, что там снимал Д. Ли, но студия осталась крайне недовольна результатом. На помощь опять вызвали Цукера, который, скрепя сердце, взялся за перелицовку уже готового варианта — на скорую руку. Сели мужики — Профт и Цукер — переделывать сценарий в 276-й раз. Сидели, сидели, но ничего путного не высидели, кроме пары старинных штампов. Начались досъемы. В итоге не долеченный фильм все-таки вышел в прокат. Скомканным, жалким, бесполезным, куцым, рваным, уродливым, колченогим. По сокращению бюджета вдвое видно, что студия боялась провала и рисковать не хотела, по натянутости шуток видно, что работали над фильмом тяжело, без огонька, не смеясь и не фантазируя, высасывая каждую шутку через километровый шланг.
А самое противное, что все это превратилось в тот самый киноконвейер, против которого когда-та боролась пародия. В те самые штампы, над которыми она предназначена смеяться. Здесь видно, как создатели хватались за первые попавшиеся успешные фильмы, с которых сдирали самые поверхности, чтобы их герои падали, получали по яйцам и голове, пинали младенцев, поджигали их и били по лицу… Исчезла вся легкость, свойственная первым частям, исчез стеб сам по себе. Пародия должна быть выше и лучше пародируемого фильма, именно тогда она может заставить смеяться и останется в памяти, именно тогда она становится полноценным фильмом, который радует и смешит даже без знания материала. Именно поэтому «Молодой Франкенштейн» Брукса оказался назван национальным достоянием американского искусства раньше, чем сам «Франкенштейн», а мы, смотря на кассетах в 80-90-х «Аэроплан», катались со смеху, понятия не имея, что за фильмы там пародируются!
А здесь нет даже радости узнавания. Ну, спародировали «Паранормальное явление». Но оно за эти годы смешно уже само по себе, без всяких пародий, настолько изжило себя. Ну, хватанули «Зловещих мертвецов», не зная материала, взяли блокбастер — «Восстание планеты обезьян», но так грубо впихнули эту пародию в канву фильма, что она там смотрится нелепо. Я не говорю уже об убогости диалоговой части сценария — все остроумные шутки исчезли напрочь, единственное, что запомнилось — более менее забавный разговор Снупп-Дога с его корешем в начале фильма.
А началось все это более-менее неплохо и я даже думал, что зря на фильм наговаривают. Потому что в заставке были Чарли Шин и Линдси Лохан, которые рассказали о себе то, за что их так любит желтая пресса с большой долей самоиронии. Зуб ставлю, это снимал Цукер! Было весело. А потом началась эта тянучка и сексуальные контакты с волом (на Кинопоиске запрещено ругаться матом, поэтому назовем это так).
Итог всего этого неутешительный. Удачные шутки, конечно, есть — при наличии Цукера их не может не быть, но они тонут в общей массе скверного конвейерного недоюмора, которым прославились Зельцер и Фридберг, короли киноговна. Чувствуется, что у франшизы рак и она умирает, что Цукер и Профт не знают, что пародировать и, главное, зачем, что они устали, что работа велась на тяп-ляп и, несмотря на годы труда, ощущение такое, что все снимали за пару дней арендованной аппаратурой, которую нужно срочно вернуть по памяти, потому что сценарий украли. И, как это часто бывает, не сумев вовремя остановиться, старый клоун только позорится. Я сейчас не про Цукера, а про братьев Вайнштен, которые выпустили это в прокат и наварились. Но лучше им вряд ли стало, как и зрителю, как и Цукеру, как и М. Д. Ли… В итоге все недовольны, всем плохо, а хорошая франшиза, вместо чувственной эпитафии, получила осквернение некрофилами.
Все сложнее оттолкнуть мысль, что ОСК катится к уровню «Самого лучшего фильма», что пародия все ниже опускает свою планку, стараясь казаться глупее своего зрителя, вместо того, чтобы очищать кино от скверны. Вне сомнений — больше фильмов этой серии выходить не должно, пока не будет в корне пересмотрен подход к пародированию и к пародируемому материалу. А ниша Нильсена, как актера, способного вести за собой пародийный фильм, скреплять сюжет, сохранять достоинство при любой наиглупейшей шутке — по-прежнему пуста. И, видно таковой и останется.
4 из 10
Добавить комментарий