Привлекательная молодая женщина по имени Изабель, занимающаяся научными исследованиями морских и океанических глубин, из-за своего тяжелого недуга вынуждена покинуть любимую работу и отправиться в вынужденное оздоровительное путешествие на землю своих славных предков, на чилийский остров Чилоэ, где местные обитатели давно пребывают в состоянии перманентного животного страха перед полумифическим инфернальным кораблем-фантомом Калеуче, появление которого в водах есть самым дурным предзнаменованием среди всех.
Мрачные, жестокие и жуткие истории о кораблях-призраках есть уже привычной частью мировой культуры и существуют с различной степенью поливариантного наполнения практически во всех странах Европы, Северной и Латинской Америки и, конечно же, «Летучим голландцем» дело не ограничивается. Давно превратившиеся во всецелые архетипы и клише, эти истории уже неоднократно вдохновляли творцов из мира кинематографа на создание фильмов разной степени удачности и устрашения, но, вероятнее всего, самыми лучшими картинами о морских фантомах так и останутся научно-фантастические «Сквозь горизонт» 1997 года, «Глубина» и «Корабль-призрак» 2002 года, а также, но лишь отчасти, построенный на излишнем лабиринте запутанных ребусов «Треугольник» и простенький для восприятия «Вирус«.
Не очень обширный список подобных фильмов ужасов и триллеров, пробуждающих в зрителях не только страх перед водной стихией, но и дремлющие комплексы клаустрофобии, в 2012 году пополнился еще одним, ибо малоизвестный чилийский режиссер и сценарист Хорхе Ольгин в своей четвертой по счету и, вероятно, самой яркой киноработе, фильме «Калеуче: Зов моря» обратился к на первый взгляд весьма типичной истории о несущем смерть и хаос в отдельно взятой чилийской прибрежной деревушке корабле с именем Калеуче. Собственно, и начинается фильм в духе все того же американского «Корабля-призрака» Стива Бека, не сильно поражая зрителем ни напряженностью сюжета, ни качеством режиссерского исполнения, отправляя картину в категорию местечкового и откровенно середнячкового мистического кино, способного заинтересовать лишь экзотичностью страны-производителя — Чили, ранее в создании фильмов ужасов почти не замеченной (порнопыточное рубилово «Пастуха» 2009 года не принимаем во внимание).
Однако через некоторое время фильм, начинавшийся как история о чилийском Летучем Голландце, плывущем на парусах чрезвычайного насилия, внезапно и даже неожиданно выруливает в своеобразное, хотя и достаточно тривиальное и предсказуемое вплоть до финала лавкрафтианство, и «Калеуче» становится тем фильмом, кем он и обязан был быть изначально — мрачной мистической драмой о связи прошлого с настоящим, о неизбывных грехах и безудержном наказании за некогда совершенное зло, которое рано или поздно возвращается извращенным бумерангом. Впрочем, к удивлению, второго «Дагона» из картины Хорхе Ольгина не выходит ввиду того, что фильм не является по-настоящему не то что страшным, а хотя бы сколько-нибудь напряженным, отчего на выходе к фильмам ужасов «Калеуче: Зов моря» отнести крайне тяжело.
Хорхе Ольгин словно толком не знает как надо правильно пользоваться арсеналом устрашения и макабра; его постоянно метает то в драму, то в мистический триллер, то, собственно, в хоррор, а то и вовсе в нечто внежанровое и аморфное, потому и окончательное впечатление от фильма столь же неоднозначно, ведь, несмотря на весь традиционализм, местами излишне мелодраматизированную и утрированно-экспрессивную игру актеров (в фильме, впрочем, и так на главных и второстепенных ролях снялись бразильские, испанские и мексиканские звезды мыльных опер) и жанровую неопределенность, не предполагающую унистильность и полиморфность, ибо жанр ужасов обязывает к наличию именно саспенса и ужаса, а не слез и чудовищного внимания к семейным тайнам в угоду всем остальным компонентам, картина Хорхе Ольгина все-таки не является неприкрытым трэшем.
Данный фильм следует отнести скорее к мистическим мелодрамам, в которых история о зловещих монстрах и гнилых кораблях-фантомах есть не более чем приманкой, на которую легковесный поклонник жанра ужасов может быстро клюнуть, в итоге же разочаровавшись абсолютно и в режиссере, талант которого требует шлифовки, и в самом жанре, все больше вязнущем в болоте клише, штампов, стереотипов и архетипов.
Добавить комментарий