В ожидании Кинопремии «КАПЛЯ 2013», КЛУБ-КРИК продолжает публикацию серии рецензий на фильмы, в создании которых приняли участие почетные гости грядущего мероприятия. Сегодня вашему внимания предлагается отзыв на фильм «Дело Рауля», главную роль в котором сыграл друг нашего Клуба и просто замечательный актер Станко Мольнар.
О бедном Рауле замолвите слово
Рауль — молодой и подающий большие надежды актер, жизнь которого текла размеренным чередом вплоть до того момента, когда он узнал, что в пятилетнем возрасте был усыновлен. Пытаясь докопаться до правды о самом себе и своем происхождении, Рауль даже не догадывается, что в определенные моменты истина может быть опасной и способна ранить так, что быть прежним уже не получится никогда.
Далеко не самый известный итальянский режиссер и сценарист Маурицио Понци в далеком 1975 году, после ряда не самых успешных с точки зрения художественных достоинств картин, представил на суд публики свой наиболее интересный и качественный фильм, снятый в лучших традициях итальянского кинематографа — от Феллини до Висконти — и этим фильмом, ставшем вершиной творческих изысканий Понци стало «Дело Рауля», сюжет которого базировался на реальной, а оттого еще более удивительной истории. Впрочем, контекст реальный режиссера интересовал лишь для воссоздания большей правды жизни и из истории потери и обретения родных одного конкретного человека Маурицио Понци соорудил вполне универсальную и пронизанную духом гуманизма философскую притчу о тяжком пути познания собственного Я и об истине, поиск которой может обернуться настоящей трагедией и кошмаром, из тесных лап которого вырваться уже нельзя будет в принципе.
Умело выстроенная режиссером линия драматургии, полная накала и насыщенности, позволяет сделать фильм многослойным и многожанровым произведением, в котором в равной степени сосуществуют цельно и совершенно неотделимо друг от друга классическая психологическая драма, напряженный триллер, восходящий своими корнями вплоть до Альфреда Хичкока, и детектив с настолько непредсказуемой интригой, что финал картины становится неожиданным и словно окатывающим холодным душем всех зрителей. Драматургия фильма такова, что катарсис возможен и для главного героя, и для зрителей, которые вместе с ним пытаются найти правду и докопаться до истинной сути всего с ним случившегося.
Безусловно, фильм стал настоящим бенефисом актерского мастерства итальянского актера Станко Мольнара, которому досталась самая, пожалуй, непростая и драматически насыщенная, самая психологически и морально выматывающая роль в его карьере, роль, которую далеко не каждый исполнитель сможет удачно потянуть и создать не просто образ, не просто персонажа, а живого человека, вылепленного не из архетипической глины, а из истинных и реальных эмоций и переживаний. Рауль в исполнении синьора Станко — это герой, попавший в тяжелую жизненную ситуацию не вполне по собственной вине; он жертва трагической случайности, нелепых обстоятельств, жертва окружающего его социума, погрязшего во лжи и лицемерии и он единственный, кто остался более-менее чистым духовно и морально. Герои же второстепенные на фоне персонажа Станко Мольнара воспринимаются не более чем ключи к его собственному самопознанию, не более чем своеобразные этапы на пути к истине.
«Дело Рауля» — сложный, подчас неоднозначный, но крайне сильный с точки зрения драматургии, актерской игры, сценария и режиссуры кино от Маурицио Понци. Многожанровое полифоническое творение в лучших традициях итальянского в частности и европейского в целом кино, которое вряд ли развлечет, но зато заставит о многом поразмыслить.
Спасибо за отзыв, Артур. Это фильм в 1975 году был номинирован на Венецианский фестиваль. Но победил другой фильм. А этот подзабыт совершенно незаслуженно. Режиссура, сценарий, музыка, актерская игра — все на высшем уровне.
По-моему, нужно метку «Проект Т» убрать, а то она не вяжется как-то с фильмом 🙂
Проект КАПЛЯ должен быть:) Т случайно попало.