К подобным премьерам относишься по-особенному. Это не просто «очередная серия» какой-то франшизы, а продолжение поистине культовой картины. Даже двух культовых, если справедливо считать шедевром не только оригинал Ридли Скотта, но и сиквел Джеймса Кэмерона. Действие «Ромула» Феде Альвареса как раз и происходит по времени между двумя первыми частями. Среди продюсеров сам великий «сэр Ридли», ну а сравнительно молодой режиссер рассматривался как прекрасный кандидат. Десятью годами ранее уругвайский самородок лихо перезапустил легендарных «Зловещих мертвецов», а позднее отметился впечатляющим триллером «Не дыши». И уже сейчас, на момент публикации текста, немало зрителей и критиков превозносят «Ромула», а-ля «ну вот, наконец-то достойный фильм во вселенной ксеноморфов! Куда лучше, чем «Прометей» и «Завет»!». И ведь хочется поддержать масштабный восторг, уже подкрепленный весомыми кассовыми сборами. Но… не всё так однозначно.
Да, Альварес всеми силами пытался приблизиться к истокам. Фактически сделать обновленную версию эталонного кино 1979 года, заточенную под современную молодежную аудиторию. Если в ленте Скотта герои были конкретно взрослыми (самая молодая Эллен Рипли /Сигурни Уивер/ — тридцать лет), то в «Ромуле» почти всем персонажам далеко до тридцати. Они и ведут себя как молодняк, внезапно дорвавшийся до космической станции. Пусть у них сугубо серьезная цель – покинуть планету-колонию с адскими условиями проживания, но для режиссера сей экипаж – «мясо» из слэшера. Наибольшую симпатию на удивление вызывает не человек, а андроид Энди, печальный негр с широкой электронной душой. Именно его искусственный характер получает реально яркое развитие, по сравнению с братьями по несчастью из плоти и крови.
Очевидно, что Альварес целенаправленно не пытался создать что-то новое в мире «чужих». Основной задачей было наполнение простенькой истории всевозможными отсылками к предыдущим сериям, чтобы фанаты пищали от восторга, а больше ничего и не требовали. Так, помимо узнаваемого олдскульного антуража звездной станции, публику радует старый злой робот Эш с лицом Иэна Холма. Лицехватов в «Ромуле» целая толпа, да и крупная особь отнюдь не одна (привет «Чужим» Кэмерона). Конечно же будет легендарное вылупливание из грудной клетки, а еще, если заранее не знать, внезапная параллель с «Прометеем», причем в хоррор-вариации. И всё перечисленное – это сейчас не спойлеры, а пояснение художественной сути работы Альвареса. За счет всех этих аллюзий картина, конечно, может понравиться многим из целевой аудитории, да и уже нравится, судя по уйме положительных отзывов. Но в то же время «Ромул» — зрелище чертовски невыразительное, если убрать за скобки ностальгию.
У фильма неоправданно длинное вступление, когда нам подробно разжевывают мотивацию героев и заставляют их долго гулять по заброшенной космостанции, без ужасов и экшена. Вроде как это и работает на атмосферу, но вполсилы, так как нет саспенса и увлекательных событий. Да, есть определенное наслаждение от «закоса под восьмидесятые», но в затянутом первом акте не хватает остроты и опасности. Конечно, защитники Альвареса могут возразить, что и у Ридли с Джеймсом всё было не быстро. Но в том-то и соль, что Скотт и Кэмерон были стилистическими первопроходцами, когда необычные, на тот момент, видеоряд и декорации цепляли сами по себе. Да и персонажи у классиков были выписаны и сыграны куда интереснее, чем здешняя молодая гвардия. Альварес же, при всём к нему уважении, здесь просто старательный подражатель, а сугубо на одном «ностальжи» далеко не уедешь. Тем более, что заявленный рейтинг «R» не сравним со старыми фильмами. Вот в них была настоящая жесть, в хорошем смысле этого слова, а здесь лишь смягченное подобие.
Крайне странным решением стало включение в диалоги намеренно несмешных шуток, которые вроде как призваны подчеркнуть мрак происходящего, а-ля «какая жизнь в беспросветном будущем, такие и анекдоты». Но они вызывают не «погружение», а обратный эффект бредовости происходящего на экране. Пожалуй, это единственное «авторское нововведение» от создателей, работающее, увы, против них. Пусть от «шокера» никто не ждет философских бесед, но хочется, чтобы произносимые героями слова имели смысл. Здесь же преимущественно молодёжные понты и неубедительная сестринская любовь героини-заменительницы Рипли к своему механическому темнокожему «брату».
Пусть «Ромул» уже стал мировым хитом, но до своих вышеупомянутых предшественников ему бесконечно далеко. С завершением масштабного кинопроката пройдет шумиха, и это кино останется в памяти лишь как проходной летний блокбастер. Слишком мелкая художественная фактура, слишком пресное повествование, слишком глянцевый ужас. И, наверное, стоит признать, что о ксеноморфах больше нечего сказать. Причем не только «детям», но и «отцам» легенды.
Добавить комментарий