Хоррор или триллер выживания претерпел в нашей стране колоссальные трансформации. Жанр зародился ещё в Советском Союзе и до сей поры продолжает свое триумфальное шествие. От первенца в этом жанре «Неотправленного письма» (1959) до рецензируемого сейчас «На ощупь» (2022) этот путь растянулся на шестьдесят с лишним лет. Школьники, замурованные в фашистском бункере и ищущие путь к спасению — «Тайна горного подземелья» (1975). Замерзающий изможденный солдат в зимних полях, вступивший в поединок с сытым немецким пилотом — «Дважды рожденный» (1983). Это, пожалуй, самые удачные примеры триллеров выживания в советском кино.
В новой России примеров подобных фильмов очень мало, очень робко у нас развивается этот жанр. Из последних самые яркие «Черный снег», «Чужая», «Одна», «Дух Байкала» и «На ощупь», к разбору которого я и подвожу разговор. Фильм этот по просмотру оставляет приятное послевкусие, в нем сплетены несколько ключевых для жанрового кино мотивов. Во-первых, это мощная драма о предназначении человека в этом мире. Во-вторых, тут просто колоссально много мотивов настоящего звериного ужаса, причем лютого, где одержимый медведь преследует ослепшего охотника. Помимо медведя будет и иная неблагосклонная к человеку живность, но не будем размениваться на спойлеры.
Не претендуя на звание высокого кино «На ощупь» небезупречен, но предельно честен в выбранной теме и способен нешуточно увлечь. Вспоминается недавний фильм «Черный снег», где львиную долю хронометража актер отыгрывал внимание зрителя один, и это была попытка рождения нового жанра. Такого, где актер отыгрывает условность выживания в драматической ситуации, совершенно не опираясь по драматургии на какого-либо партнёра. Обычно комедийный и смешной Дмитрий Нагиев предстает в совершенно новом для себя амплуа, за нюансами которого потрясающе интересно наблюдать, и шлейф ролей в дурацких фильмах не проглядывает.
Сюжет трагедийный о человеке, решившем пересмотреть жизнь и спрятаться от всего мира. Но роковые обстоятельства зачастую диктуют собственный исход событий, и в ходе несчастного случая начинается одна из самых напряженных в нашем кино по накалу битв за собственное выживание, отягощенная ещё тем, что ведется практически слепым человеком. Да, по градусу напряжения фильм практически не уступает недавней «Одной», где женщина выживала в условиях дикой природы, получив весьма серьезные травмы. Причем в «Одной» искусственность постановки событий всё же кое-где да проглядывала. А «На ощупь» хорош тем, что в нем от и до безупречно выстроенное приключение, снятое в условиях реальной природы. Нарисованы ли противостоящие человеку животные на компьютере или вполне живые — сказать здесь реально трудно, настолько безупречно всё сделано. Мотивация у фильма отличная; в схватке с безжалостной природой, выступающей одновременно судьей и палачом, человек обретает необходимое очищение духа. Хотелось бы надеяться, что и в дальнейшем наши триллеры/ хорроры выживания будут держать такую же высокую планку, какую сейчас задал фильм «На ощупь».
По накалу страстей и по визуальной составляющей фильм выигрывает в разы у недавнего очень концептуально похожего «Бешенства». И там и там обыгрывается взаимодействие отца и сына, мотив воспитания души на фоне драматических событий. Однако почему-то в этом фильме все кажется естественнее. Поэтому с чистым сердцем добавляю в коллекцию Клуба-Крик ещё один драматический зоохоррор.
По Нагиеву стоит отметить, что он не впервые предстает в драматическом амплуа. «Чикатило», «Непрощенный», «Эскортница» — это за последние годы. А если еще глубже погрузиться в его многолетнюю карьеру, то там «Чистилище», «Каменская», «Крот», «Охота на изюбря», «Нулевой километр», «На пути к сердцу» — это что навскидку вспомнилось из серьезного.