По синопсису ясно, откуда у «Наводнения» ноги растут. Любители зоохорроров точно помнят относительно недавний «Капкан» Александра Ажа, где на штат Флорида обрушился ураган, и от стихии бросились спасаться как люди, так и аллигаторы. И конечно отдельным представителям первых и вторых было суждено встретиться, с печальными последствиями для тех и других. В «Наводнении» основная проблема ровно та же, разве что штат другой – Луизиана. И концепт идентичный; несколько человек в полузатопленном помещении отбиваются от разъярённых хищников.
Для сравнения стоит зафиксировать: чем примечателен «Капкан» помимо отменной режиссуры Ажа? Реалистичными аллигаторами. Когда смотришь – невольно думаешь; как это сделано? Неужели это настоящие животные, настолько хорошо выдрессированные? На самом деле бóльшая часть аллигаторского визуала – это графика, вот настолько высокого качества. При небольшом бюджете в 13,5 миллионов долларов фактически был задан новый уровень CGI, по крайней мере в рамках энимал-ужасов. Впрочем, глобально ситуация в кино, увы, не поменялась, и на экраны по-прежнему выходят плохие жутики со смехотворной картинкой. В 2023-м даже появилась откровенная пародия на подобные творения – «Плохо нарисованный аллигатор» (Bad CGI Gator), а одна из последних лент с показательными вырвиглаз-эффектами – «Стая крокодилов» (Crocodile Swarm). Что же касается «Наводнения», то это не самый худший вариант по части прорисовки пресмыкающихся, но и рядом не стоящий с вышеуказанным эталоном.
Формально детище Брэндона Слэгла куда более навороченное, чем «Капкан». Если Ажа ограничивался сюжетным минимализмом (стихия, хищные животные, отношения отца и дочери), то здешний режиссер, помимо урагана и аллигаторов, привнес элементы «Воздушной тюрьмы» (Con Air) и «Нападения на 13-й участок» (Assault on Precinct 13). Из первого – транспортируемые уголовники и визуальная цитата в исполнении Каспера Ван Дина, который здесь за Николаса Кейджа. А из второго – вооруженные отморозки, атакующие маленький отдел полиции. В идеале колоритные персонажи и насыщенность событиями должны были сделать катастрофический хоррор-боевик увлекательным зрелищем, но слишком многое пошло не так.
Главный тревожный звонок происходит уже в первые пять минут, когда в прологе нам демонстрируют качество графики. Здесь нет нагнетания а-ля «что-то страшное в темноте», вот вам сразу крупным планом аллигатор, пожирающий людей. И видок у него на уровне «ладно, с пивом потянет…», если до просмотра была выпита не одна кружка. Слишком мультяшно для 2020-х. Причем надо отдать должное, в последующих отдельных сценах крокодилы смотрятся жутковато, но, увы, не в тех, где их показывают долго и детализировано. Наверное, создатели всё понимали, но решили, что «и так сойдет», ведь кино не для кинотеатрального проката. Но реально жаль, что съёмочная группа равнялась скорее на The Asylum, нежели на продукцию категории А.
Неубедительное вступление сменяют стильные титры, где попеременно показывают оружие и документальные кадры с аллигаторами, внушая надежду, что теперь-то всё будет на достойном уровне. И достаточно продолжительное время мы смотрим недурственный боевичок про замес между копами и бандитами под проливным дождем. Но потом вновь приходят они – «кривые аллигаторы», и действие неумолимо катится в художественную пропасть.
При изначальном понимании крайне скромных технических возможностей, всё равно был шанс сделать хорошее кино. Стоило сконцентрироваться на криминальной линии и стихийном бедствии, благо драки, перестрелки и само наводнение смотрятся, со скидкой на B-movie, нормально. Но режиссер страстно хотел сделать «как у Ажа» и отдал низкокачественной графике чертовски много экранного времени. И «Наводнение» при нереализованном потенциале становится образчиком халтурного хоррора, где исполнители главных ролей как будто специально выбраны характерными его атрибутами. Да, Каспер Ван Дин когда-то снялся в сногсшибательном фантастическом боевике «Звездный десант», но в контексте ленты Брэндона Слэгла его воспринимаешь как актера из «Акулосьминог против Китоволка». Никки Уилан чуть ранее отметилась в «Хищнике из бездны», где акула была нарисована еще хуже. Ну а Луис Мэндилор разбирался с копеечным адовым отребьем в провальном «Doom: Аннигиляция».
сухом остатке, из примечательного: 1) некоторые красивые кадры, включая панорамные виды, 2) отдельные забавные реплики, даже внезапная отсылка к «Гремлинам», 3) кое-какой брутальный махач, 4) привлекательная Никки Уилан. Из провального: 1) большинство сцен с аллигаторами (ха-ха, ненастоящие!), 2) рояли в кустах (тебя же явно пожевали, а чего у тебя теперь не единой царапины?), 3) убойная заторможенность «зеленых», когда это нужно режиссеру (вот тех жрали мгновенно и за обе щеки, а вот эти видимо не особо вкусные), 4) финал как топорное подражание «Форсажу»; харизматичному и благородному плохишу не нужно сидеть в тюрьме.
P.S. На момент публикации текста Ажа приступил к работе над сиквелом «Капкана». Ждем правильных крокодилов.
Добавить комментарий