Спецагент Ли Харкер обладает уникальной интуицией. Ее привлекают к расследованию дела «Собирателя душ» — маньяка, который непонятным образом убивает целые семьи, оставаясь неуловим. Единственная зацепка — во всех погибших семьях были девочки с днем рождения 14-го числа…
Мне пришлось посмотреть фильм дважды, чтобы как-то уложить в голове все, что там происходит. Это была хорошая идея — зная разгадку, становится еще интереснее находить в тексте ключики, подсказки, а иногда практически спойлеры, которые зритель слышит в самом начале, но еще не понимает, не может понять: например, набор ассоциаций, которые героиня произносит на «экстрасенс-проверке». Шаблонные фразы — вроде «тот, кто внизу» — обретают второе и третье значение. Разгадать шифр и правда сложно, тем более что пару наиболее важных для истории персонажей зритель видит только после середины фильма.
Многие сравнивают «Собирателя душ» с «Молчаним ягнят», с «Психо» (не зря актер, сыгравший Нормана Бейтса — Энтони Перкинс — это отец режиссера и сценариста Озгуда Перкинса), с «Семью». Я добавлю в эту копилку параллелей «Сияние» — тянущийся тревожный трубный сэмпл, разлитый по фильму, кажется, взят прямиком оттуда.
Озгуду Перкинсу отлично удается создать Атмосферу — именно так, с большой буквы. Атмосферу тревоги, неправильности, какого-то ключевого сбоя реальности. Мы неотрывно следим за героиней — и почти физически ощущаем, как сгущается вокруг нее тьма, как кто-то движется буквально у нас за спиной. Очень дискомфортное чувство — и не ради ли этого ощущения мы выбираем в прокате не очередное жизнеутверждающее насквозь фальшивое кино, а вот такое. Мы все в домике. В дверь стучат. Кто там? Серый волк. Можно запереть дверь на цепочку, как героиня, но мы же с вами знаем, что это не поможет.
Метафору «злого волка» герои прямым текстом цитируют в фильме — неудивительно, что большинство наших кошмаров (если не все) мы тащим за собой из детства, не в силах ничего выбросить — не зря дом одного из персонажей фильма завален хламом. Озгуд Перкинс в одном из интервью обмолвился, что образ Длинноногого, столь тщательно и безумно воплощенный Николасом Кейджем, начался с образа «плохого аниматора» на детском дне рождения. Мы ведь только хотим порадовать детишек, верно? И для этого приглашаем на праздник к детям стремного и кринжового незнакомца в гриме и парике — мини-версию Джокера. А дальше — куда фантазия разгуляется. В нашем случае — мы получили на экранах Длинноногого.
Трудно описать его грим для тех, кто еще не смотрел фильм. Каждый раз, когда думаю о нем, на ум приходит новая ассоциация — словно в памяти этот образ меняет форму. Куклачев. Майкл Джексон. Жертва пластических хирургов. Стареющий рок-музыкант. Обезображенный персонаж Гэри Олдмена из «Ганнибала» (и тут «Молчание ягнят»!) Лицо старика. Старухи. Человека без лица. Пожалуй, Кейджа можно узнать за этим гримом только, когда он начинает гримасничать — это нельзя ни с чем перепутать — вот он, человек-мем, человек-кринж — только теперь в роли человека-чудовища. Лонглегз… Это даже звучит, как будто кто-то прочищает горло, задыхаясь…
Киноманы привыкли опасаться спойлеров. Что ж, российское прокатное название «Longlegs» фактически становится спойлером в другом смысле — «Собиратель душ» на слух практически неотличим от «Пожирателя душ», который все еще идет в прокате. Причем в обоих фильмах целью сил зла становились дети. Очень надеюсь, что «Длинноногий» не протянет из-за этого ноги в прокате — ведь он достоин самого пристального внимание поклонников страшного, странного, штучного кино.
Страница фильма «Собиратель душ» в КЛУБ-КРИКе
Добавить комментарий