Альманах хоррор-новелл. Пока маленький мальчик читает страшные комиксы, к нему подбирается жуткий монстр из шкафа. Мальчик зовет на помощь папу, но тот во всяких чудищ не верит…
Аргентинские ужастики отлично зарекомендовали себя в нашем прокате («Оцепеневшие от страха», «Одержимые злом», «Эпидемия: Вирус-32»), так что на новый ужастик из этой южноамериканской страны сразу захотелось обратить внимание. И не прогадал.
«Жуть» идет по проторенному пути хоррор-альманахов, а конкретно – «Калейдоскопа ужасов». В оригинальной дилогии «Калейдоскопов» оставили свой след Джордж Ромеро и Стивен Кинг. Аргентинские авторы явно идут по стопам этой парочки – по крайней мере в одной из новел есть зомби, а в других – отчетливо прослеживаются кинговские вайбы «Зеленой мили» и «Детей кукурузы». Получилось достаточно просто и эффектно. Как часто бывает в альманахах, не все фрагменты одинаково удачны, но и явных провалов нет. Отдельный красивый штрих – в качестве имен авторов комиксов, которые читает напуганный мальчик, значатся режиссеры соответствующих новелл.
«Урожай» — миниатюра-обманка. С нее начинается фильм, и кажется, что нам показывают главных героев, но это не так. Дети играют в поле высохшей кукурузы – и пока их отец горюет над сгнившем урожаем, детей подстерегает нечто сгнившее – фактически «царица полей». Это пугалка почти без сюжета и диалогов, снятая довольно атмосферно. Впрочем, усилиями предшественников любое кукурузное поле нынче будет выглядеть зловеще.
Про сестер-медиумов. Игра на поле «Астрала» и «Бабадука». С детства одну из сестер пугает «человек, висящий над кроватью». Хотя видеть и слышать его может только одна из них (она как раз медиум), но целью нечисти является вторая. Пожалуй, одна из самых слабых новелл (и одновременно самых длинных). А ведь истории вполне хватило бы на полный метр: у нас тут две сестры – одна не обладает никакими способностями и, по сути, считает свое дело шарлатанством, а вторая как раз осознает опасность, но не может бросить стремную работу из-за жадности сестры. И зло начинает играть на их конфликте. Но завязка тут интереснее развязки – довольно банальной.
«Чума» — короткая и сильная история про женщину, к которой ночью из дома престарелых сбегает ее дед (тут может быть ошибка в переводе – по возрасту он ей в отцы годится, но не суть). Женщина звонит в дом престарелых, чтобы успокоить их – мол, старик нашелся и скоро она его вернет – и вы догадываетесь, что ей ответят… В такой короткой истории поднимается пронзительная тема расставания с близкими – а еще сюжет успевает сделать резкий поворот, когда в дом вслед за дедулей являются еще непрошенные гости, а заканчивается все эффектным визуальным рядом.
«Плевое дело» — очень странная и очень кинговская по духу история про стремного мужика – то ли шерифа, то ли полицейского, который заходит в забегаловку где-то у черта на куличках у пустынного шоссе и хочет заказать знаменитый яблочный пирог, который делает их повариха. Ему предлагают что угодно, только не пирог. А мужик настырный – сидит и ждет пирог, и всё тут! Признаться, я не догадался, чем закончится эта история. Не всё в ней логично и не все стыкуется, но она по-своему элегантна и оставляет послевкусие – то ли горечи, то ли яблочного пирога…
«Моя кровь» — попытка поиграть с шаблонной историей экзорцизма – а что будет, если экзорцистами будут не очень морально-этичные люди, охочие до денег и всяких плотских удовольствий? Я не совсем врубился в этот конфликт – ну да, папа с сыном изгоняют очередного беса, сынок буквально жертвует своей кровью, а папа быстренько тратит деньги на проституток – но тут экзорцизм легко можно было бы заменить на любую другую опасную работу – и в истории ничего бы не поменялось. Получается парафраз истории про сестер (один из пары хочет бросить затеи с потусторонним, другой хочет денег), но у сестер этот конфликт хотя бы разрешался, а тут – повисает в воздухе – как и девушка, в которую вселился очередной демон.
Обычно в таких альманахах самой слабой историей является обрамляющая новелла, которая «склеивает» все сюжеты вместе – она зачастую самая раздерганная, растянутая и не имеет кульминации. Но в «Жути» это не так. История про мальчика и папу, идущая сначала по классическим лекалам «мальчик боится монстров под кроватью, а папа ему не верит», в финале делает неожиданный финт, полностью переворачивающий все то, что мы видели до сих пор. И это сильный ход.
В оригинале название фильма звучит куда более длинно и расплывчато: «Ты не уснешь сегодня ночью». И это редкий случай, когда локализованное название не только не отсылает к популярным псевдофраншизам, но и в чем-то круче оригинала – кратко и емко. Да, на экране жуть. Но не жуть в смысле «ерунда», а в самом прямом. И это жутко здорово!
Добавить комментарий