«Спуск в бездну» — на удивление добротный французский ужастик про группу шахтеров в 1950-х годах, угодивших под землей в безвыходную ловушку, где в темных тоннелях прячется ужасный монстр. Во-первых, сам сеттинг истории интересен – тут чудовище гоняется не за безмозглыми подростками, а за смурными работягами (за исключением пары санитарок, мелькнувших на пару секунд, во всем фильме нет ни одной женщины), что уже само по себе интересно. Во-вторых, авторам удается почти каждому герою придать характер и особенные черты – как положительные, так и отрицательные.
Главным героем истории становится молодой марроканец Амир (Амир Эль Касем), который ради пропитания соглашается на тяжелую работу шахтера во Франции и испытывает не только тоску по родине, но и становится жертвой ксенофобии и буллинга со стороны некоторых «коллег», ведь он «араб». Так что к его истории быстро подключаешься с самой первой сцены с «отбором кандидатов в шахтеры», похожей на современную версию невольничьего рынка.
У фильма колоритные локации – марокканская пустыня, серый шахтерский город, огромные механизмы, шахтерские душевые и раздевалки, даже слепой конь под землей – а потом, естественно, клаустрофобные темные коридоры, подземные храмы для жертвоприношений, саркофаги и скелеты. Да, по форме фильм действительно похож на «Спуск» (на что недвусмысленно намекает локализованное название), но в нем есть и добрая доля приключенческого фильма в духе «Индианы Джонса» (сцена со «спасением» книги из-под закрывающейся двери прямо цитирует знаменитую сцену со шляпой), а дизайн древних артефактов, которые ищет фанатичный профессор (из-за него и начинается вся авантюра) напоминает «египетские» сцены «Пятого элемента».
Когда дело доходит до «ужасов», режиссер Матьё Тури не скупится на кровавые сцены, сделанные с помощью грима, а не спецэффектов – оторванные ноги и головы, чудовище вылезающее из выпотрошенного коня – есть на что посмотреть. При этом герои не превращаются в кричащих статистов – почти у каждого из них есть своя сюжетная арка.
Пожурить фильм стоит за некоторые сценарные наивности – не только профессор с легкостью читает надписи на стенах, сделанных неизвестной цивилизацией тысячи лет назад, но и бедняк Амир легко расшифровывает тайные знаки и даже внезапно обладает глубокими познаниями в криптографии. Я не вполне доволен финалом – фильм обрывается так резко, будто от него отрезали последние минут пять.
И, как ни странно для фильма про монстра, самым слабым местом оказывается, собственно, монстр. У авторов были на руках все козыри, чтобы почти весь фильм держать его в темноте, показывая только фрагменты (привет «Чужому»), но они очень быстро показывают чудо-юдо во всей красе – кстати, в его обличье и правде есть что-то гигеровское. Но уж слишком очевидно, что перед нами резиновая кукла с кучей рук, управляемых кукловодами.
Предыдущая работа Матьё Тури тоже была в российском прокате и тоже была клаустрофобной историей про лабиринт («Бегущая в лабиринте»). Посмотрим, что за страшилки в темноте придумает для нас режиссер в следующий раз – на его фильмы явно стоит обратить внимание.
Страница фильма «Спуск в бездну» в КЛУБ-КРИКе
Добавить комментарий