Когда началась пандемия и закрылись кинотеатры (вместе со всем остальным) я гадал, как эта эпоха отразится в мире кинематографа — ну, если на планете останется кинематограф (спойлер — остался). Не может же такое явление пройти бесследно. И я имею в виду даже не дыру в кинопроизводстве на пару лет, а сюжетное отражение — как пандемия изменила мир, людей, их взаимоотношения. И такие фильмы, конечно, появились. Медицинские сериалы о борьбе медиков. Драмы о разрушенных семьях. Триллеры об изоляции. И хорроры. Куда же мы без них.
«Астрал. Сомния» (в оригинале «The Harbinger» — «Предвестник») на уровне сюжета кажется калькой с «Кошмара на улице Вязов». Героиня вслед за своей подругой начинает видеть кошмарные вязкие цикличные сны, где её преследует некая тёмная сущность, и вырваться в реальность (и даже отличить сон от реальности) никак не получается. И происходит это в разгар пандемии ковида. Как связать идею вроде Фредди Крюгера и ковид? Я был заинтригован и пошёл на сеанс. И ни разу не пожалел.
Первое ощущение от фильма — узнавание. Закрытая в локдаун семья дезинфицирует продукты, доставленные курьером. Все эти памятные фразы: «Отойдите на два метра», «Где ваша маска?» Кашель за стеной. Липкий страх, что любой контакт с внешней средой обернётся заражением и смертью — даже если не для тебя, то для твоих близких.
Поэтому на решение героини проехать через зараженный город и помочь подруге, которую в одиночестве мучают кошмары, я, как зритель, конечно отреагировал. Сцена встречи подруг очень эмоциональная — улыбки под тканевыми масками, робкие шаги навстречу, и, наконец, объятие — как прыжок в неизвестность — да пошло оно всё. Снимаем маски.
А стать ближе — значит стать беззащитнее. Страх, как и ковид, расползается незаметно. Героиня погружается в мир кошмаров, и эти кошмары, конечно, тоже про пандемию: «У папы температура под сорок», «Почему ты сняла маску?» «Ты не можешь войти».
Демоническая сущность в «Астрале. Сомния», конечно, не Фредди Крюгер. Чумной доктор молчалив (это вам не российско-комиксная интерпретация образа). Он придёт за вами и утащит вас куда-то. Молча.
И, словно темы ковида и ночных кошмаров мало, в фильме вплетается третья тема — тема памяти и забвения. Что мы оставим после себя, если нас не станет? Если нас не станет внезапно? Обрывочные записки. Забытое фото в рамке. Смутный образ, который невозможно вспомнить. Так действует чудовищный Чумной доктор в фильме. Он не убивает вас. Стирает. Будто никогда и не было.
Я не ожидал от рядового ужастика с дурацким вторичным названием такой искренности, точного попадания в болевую точку. Не пропустите его. Не забудьте.
Страница фильма «Астрал. Сомния» в КЛУБ-КРИКе
Добавить комментарий