Страшные фильмы про монстров и всяческих сверхъестественных существ — одно из довольно популярных направлений в хоррор-индустрии, особенно для 1980-90 годов. Картину “Метаморфозы: фактор чужого” по всем параметрам заслуженно можно причислить к классике ужасов, ибо она полностью соответствует периоду так называемых “резиновых” спецэффектов, и по отсмотренному материалу можно с уверенностью сказать то, что все старания создателей основываются на подлинном энтузиазме и любви к жанру.
Собственно, ждать каких-либо необычных сюжетных решений не стоит, достаточно прочитать название и пару предложений из синопсиса. Заявленные в заголовке метаморфозы будут происходить с сотрудником лаборатории, проводящей эксперименты с ДНК внеземного происхождения для правительства. На первый взгляд эти засекреченные опыты чем-то напоминают историю “X-files”, только развиваться действия здесь будут в куда более открытой трэшевой форме (однако записывать кино к поджанру «Трэш» я бы не стал). Ученого кусает зубастая “генномодифицированная” клякса, после чего начинается бурное развитие неизвестной инфекции, которая буквально на глазах “преображает” потерпевшего в обезображенную субстанцию, отдаленно напоминающую человека. Любители визуальных зрелищ должны оценить работу по достоинству, поскольку изображены все стадии модификации довольно внушающе: кожа становится грубой и сморщенной, на теле появляются слизкие язвы, из ран “отрыгиваются” клыкастые организмы, тело становится похожим на сгусток ярко-оранжевой лавы, напоминающий внутренние органы крупного животного. К этому добавим дикие страдальческие стоны, исходящие то ли от подопытного, испытывающего невыносимую боль, то ли от твари, разрастающейся внутри него — чувства отвращения и неприязни при просмотре вам обеспечены! Собственно, первая половина фильма преимущественно этим “скользким” мутациям и посвящена.
Условная вторая часть начинается с того момента, когда монстр выбирается “из гнезда” и приступает к охоте за всем, что более-менее движется, и вот здесь первоначальные свежие впечатления от тошнотворных изысков постепенно усугубляются банальными догонялками из угла в угол в пределах огромной лаборатории. Также можно придраться и к передвижениям зубастика уткоподобной формы (понимаем, что это 1990 год, но тем не менее), которые в большинстве сцен выглядели обрывочно и нечетко, убивая тем самым кое-какую реалистичность, и усиливая “игрушечность”, или уместнее сказать “резиновость” происходящего. И, к сожалению, хоть нам и мимолетно покажут иных представителей инопланетного уродства, основная сюжетная линия вертится вокруг ползающего мерзкого гиганта, которая своим однообразием и крупными затянутыми планами постепенно навевает зевоту.
Персонажи, флегматичная реакция которых на самые первые симптомы заражения вызывает как минимум удивление и ступор, в дальнейшем не потрудятся чем-либо особенным запомниться зрителю для того, чтобы вызвать определенную долю сопереживания и волнения. Разве что дочь одного из ученых явилась неким украшением этого представления, ярко продемонстрировав как мотивацию своих поступков, так и стремление спастись от нависшей угрозы, применив к этому все имеющиеся способности и смекалку. Ну а последним отрицательным фактором можно отметить нераскрываемость того, откуда вообще взялись образцы тканей с других планет, быть может более подробное описание таинственных разработок добавило событиям интриги. Впрочем, фильм создавался отнюдь не для того, чтобы грузить смотрящих научной фантастикой и разного рода гипотезами, его цель — показать ужасающие трансформации, возникшие в результате скрещивания клеток инопланетного происхождения с животными и человеческими, что в общем-то неплохо удалось реализовать.
Итог. Получается, что за монструозные спецэффекты фильму автоматический зачет, однако за развитие сюжета, динамику и более глубокое раскрытие всей этой истории с секретными инопланетными исследованиями медаль проекту не вручишь. Отсюда вытекает закономерная рекомендация: смотреть, если хотите всласть насладиться искривленными устрашающими монстрами и жуткими результатами очередных запрещенных экспериментов. В целом, оно того стоит.
5 из 10
У подобных жутиков даже жанровое определение имеется — «body horror» (в переводе — «телесный ужас»). Спасибо за рецензию, Никита! И ведь по сути «резиновые» спецэффекты были по-своему очаровательны и производили впечатление. Фактически в текущую киноэпоху им на смену пришла компьютерная анимация, которая в дешевых фильмах выглядит куда менее правдоподобно, чем «резина» 1990-х 🙂
Пожалуйста, неужели я что-то написал. И благодарю за уточнение жанра, теперь буду знать! 🙂
Никита классно, что появился (давно тебя не читал), а тут ещё и попутно всякими резиновыми страшилками попугал 🙂
Рома, ты как любитель оного обязан оценить(если ты еще не смотрел?). 🙂
Не, ещё не видел, хотя по кадрам смахивает на «Геномонстр», который был забавный 🙂
Оценка на IMDB 3,3. Режиссер — сам Гленн Такакджян! (кто это?) 🙂 Должно быть интересно! 🙂