
Пиар, пиар, пиар. Чего только не обещал. И «возвращение к истокам». И реально большую роль Тобина Белла. И появление детектива Хоффмана. И верную помощницу Аманду. В общем, а-ля «здесь все, и всё как раньше». Тем более, что за режиссерский штурвал встал Кевин Гротерт, ранее поставивший «Пилу 6» и «Пилу 3D», а также отвечавший за монтаж в других сериях. Причем, что характерно, пиар не обманул, по крайней мере формально. В десятой части хватает фанатских вкусняшек, повышающих градус интереса к происходящему на экране. Но в то же время многое пошло не так, и от фильма не получаешь того уровня удовольствия, что ожидал. Конечно, здесь можно сослаться на закономерную усталость от франшизы в целом, как у публики, так и у создателей. Но при этом предшествующий спин-офф «Пила: Спираль» смотрится на удивление живее и интереснее, чем новоиспеченный сиквел-приквел. Пусть кассовые сборы категорически противоречат словам вашего покорного слуги («Спираль» — провал, «десятка» — хит), но де-факто у рассматриваемой картины куда больше художественных промахов.
«Пила 10» откатывается почти к началу истории, занимая место аккурат между первой и второй сериями. Раковый Джон Крамер цепляется за любую возможность остаться в живых еще на долгие годы. И такое потенциальное спасение — новаторская методика лечения, практикуемая одним норвежским врачом. Опытнейший «Конструктор» легко соглашается на слишком уж «надежную» операцию, гарантирующую более чем девяностопроцентный успех. И оказывается банально обманутым бандой мошенников. Никакого хирургического вмешательства не происходит, а денежки тю-тю. Но, как говорится, не того лоха развели. И теперь Крамер обрушит весь маньячный гнев на подонков, лишивших его последней надежды.
Поначалу «Пила 10» конкретно удивляет. Но совсем не «вопиющим мясом», как могло бы быть. Более тридцати минут мы смотрим драму об одиноком умирающем старике, которому страшно, ибо он, как и другие, не знает – «что там, за чертой». За это время будет один страшненький эпизод, но и то лишь воображаемый, гармонично вписывающийся в серьезный контекст повествования. Конечно, режиссер не боится растерять зрителей за такую долгую прелюдию, так как прекрасно знает – за чем они пришли. И публика, несомненно, вытерпит меланхоличный кусок хронометража перед неизбежной кровавой бурей.
Вообще, «долгий разбег» нужен, чтобы в общих чертах представить аудитории будущих жертв Крамера и Аманды, тех самых мошенников, прикидывающихся «людьми в белых халатах». И не ведая о последующих событиях, в преамбуле кажется, что в картине всё сделано четко, логично и правильно. Но когда начнется основной замес, ради которого и снят фильм, то обнаружатся конкретные сценарные дыры и слишком грубые художественные условности.
Причем речь не идет о самих «ловушках», в плане того, что их слишком сложно создать в реальности и заставить исправно работать. С этим условно сказочным нюансом зритель смирился еще в первых сериях. Другое дело, что в картине по ходу действия возникают вопросы, типа «откуда он это узнал?», «почему эти настолько доверились тому?», «а как получилось вон то и вот это?» и т.д. и т.п. И если буквально начать считать их количество, то неприятно поражаешься небрежностью сценария. Хотя сие осознание происходит уже с финальными титрами, ведь до них веришь, что в концовке будет что-то такое, что расставить всё на свои места. Но в итоге возникающие замечания так и остаются без ответов, и с грустью понимаешь, что «Пила X» — это не про железную логику. Очень хотелось бы подробнее рассказать о «странностях», дабы абзац не выглядел голословным и сумбурным, но во избежание спойлеров придется воздержаться.
Теперь о казнях, в демонстрации которых – самый визуальный сок любой «Пилы». По части оголтелого кромсания плоти – в десятой части полный порядок. А вот с точки зрения изощренной изобретательности, самая впечатляющая та, что частично вынесена на официальный постер фильма. Другие же игровые «пыталки» скудны по фантазии. Формально это можно оправдать сюжетом, а-ля «у Крамера было очень мало времени на техническую реализацию очередной камеры смертников», но взыскательным зрителям от этого не легче. И в данном случае создатели явно переборщили с маломальским правдоподобием по части человеческой выдержки. В этот раз подобрались такие «крепкие орешки», которым неведом болевой шок и ужас перед членовредительством. И если кто-то возразит, дескать «и раньше во франшизе было так же», то здесь подобное выпячивается именно вследствие слабости истории. Ведь кроме многократных нарушений логики повествования, в десятой «Пиле» мы наблюдаем чрезмерное «обеление» Джона Крамера. Опять же, пусть Конструктор всегда был монстром со «своей» правдой, он все же неизменно оставался кошмарным маньяком-убийцей. Да, отдельные его «подопечные» были далеко не ангелами, и тюрьма по ним плакала, но всё же не заслуживали садистской пытки, замаскированной под «выбор без выбора». А что же в «Saw X»?
А то, что Крамер теперь почти что добрый дедушка, нежно заботящийся об одном маленьком мальчике. Здесь он просто на пике праведного возмездия и рассудительности. Вот буквально; чудовищный душегуб, типа, не он, а эти поганые аферисты, жестоко обманывающие смертельно больных людей. По факту же, да, они – подонки, вопросов нет, но и Крамер не лучше их, со своим изуверским лайф-коучингом. Но фильм буквально кричит нам; «да нет же, он лучше-лучше, он вообще хороший, он суровый, но справедливый! и вообще не он такой, а жизнь такая! а эти гнусные выродки конечно заслужили то, чтобы отпиливали себе ноги, выковыривали мозги и разбивали кости молотком!».
Ради справедливости стоит сказать, что если воспринимать «Пилу» сугубо как жестяной хоррор, где насилие ради насилия, то юбилейную серию можно посчитать удачной. Но на самом деле, лучшие серии франшизы цепляли неожиданными сюжетными поворотами и брутальной философией. Когда отдельно от личности Крамера зритель задумывался об окружавших его героях, их вине и невиновности, при этом не возводя на пьедестал почета деяния самого Конструктора. Здесь же, с точки зрения смысловой нагрузки, всё перевернулось с ног на голову. И, как не крути, старик Джон не может становиться практически хорошим мужиком, другом детей и охотником на лжеврачей, которых абсолютно нормально изрезать на куски. И уж совсем не хочется думать, что подобная трактовка намеренно следует некоему мировому тренду оправдываемого насилия. Уж лучше посчитать, что создатели фильма случайно свернули не туда, а не пытались делать злободневные обобщения. Иначе говоря, ничего личного, просто шоу-бизнес…
P.S. Не торопитесь уходить с началом финальных титров. Через минутку вам дополнительно ответят на пару вопросов; что случилось с одним из злодеев, про которого все забыли, и где гарантированный детектив Хоффман.
Страница фильма «Пила 10» в КЛУБ-КРИКе
При том, что технически фильм очень хорош — антураж, атмосфера, ловушки, герои интереснее, чем в 6-7-8-9 частях, даже Хоффман мой любимец появляется, но настолько бездарно слитая кульминация, что по итогу остаёшься максимально не доволен этой «Пилой».
Во-первых, философия Крамера испытывать тех, кто не ценит свою жизнь, попросту улетучилась. А ведь это между 1 и 2 частями мидквел по таймлайну. Персонаж вообще стал попросту мстителем, как в «Пиле 6» (про офисный планктон — худшая часть для меня где ни одного приятного персонажа за весь фильм ну кроме Хоффмана).
Главная злодейка не получает воздаяния вообще. Причём у её мужика от газа начинает кожа плавиться на руке и щеках, а она высунув голову будто остальным телом в камере не чувствует ваще ничего такого. Типа легко отделалась и всё.
В конце все уходят в рассвет вместо фирменного «игра окончена» с замыканием двери обречённо навсегда. Вообще лютый бред. И вся линия с мальчишкой ненужная и вымученная, чтобы превращённый в мстителя Джон показался чуть человечнее. Если б их с Амандой сунули в ловушку с кровью было бы гораздо лучше и логичнее для сюжета, чем нелепое появление пацана.
Сцена в титрах кроме камео Хоффмана тоже не несёт чего-либо, ловушку не показали толком, что с этим мужикм и куда его дели (если тело Адама там таки лежит, почему избавились от негра? или он прошёл испытание и сам ушёл? Почему тогда его нет в Пиле-7 где все выжившие и дохтур Гордон наш любимый?).
В общем под конец такое количество нелепых косяков, что ни антураж в кои-то веки удачных ловушек, ни камео Хоффмана, ни что-либо ещё этот фильм не спасает. Начали за здравие, а закончили, будто какой-то мыльный телесериал обрубили ни на чём. Сплошное разочарование.
Да, здесь плохиши еще как ценят свои жизни, а Крамер такой сердобольный, готов всех, кто прошел испытание, немедленно отправлять в больницу 🙂