Начало «Вдовы» напоминает о хорроре «Спуск» — спасатели тренируются в пещерах в условиях, приближенных к реальным, вокруг них крутится въедливая журналистка, отвлекая от работы трех хмурых мужчин и девушку-стажерку (плюс очаровательный поисковый пес). Внезапный вызов – в лесах поблизости потерялся мальчик – заставляет всю команду оставить пещеры позади и углубиться в темнеющие леса – и вот мы уже попадаем в царство эдакой отечественной «Ведьмы из Блэр».
Наличие почти у всех героев фильма переносных GoPro камер могло завершиться очередным «мокьюментари» сюжетом – «найденными пленками» о спасательной экспедиции, в которой все пошло не так… К счастью, авторы – за плечами которых такие хорроры, основанные на славянских легендах, как «Пиковая дама», «Невеста», «Русалка. Озеро мертвых», «Яга. Кошмар темного леса» — решают лишь частично воспользоваться форматом «от первого лица», что явно идет фильм на пользу: от «найденных пленок» зритель уже подустал. Не ограничиваясь съемками с портативных камер, мы можем увидеть историю с самых разных углов – то взмывая над сумрачным лесом, то зарываясь в глубину звериных нор.
Ночной лес исправно пугает нас на древнем подсознательном уровне – та же «Ведьма из Блэр» в свое время прекрасно на этом сыграла – остается только упаковать этот страх в подходящую легенду – и подобрать героев, которым можно сопереживать. Авторы отлично справляются и с тем, и с другим. Герои – далеко не беспомощные потеряшки, а эксперты в вопросах выживания – тем интереснее следить, как шаг за шагом они все глубже увязают: сначала пытаются помочь другим, а вскоре им уже самим требуется помощь – вот только, кажется, уже поздно. Потому что где-то рядом бродит то ли неупокоенный дух, то ли нечистая сила в виде Хромой вдовы на перебитых ногах.
Хороший фильм ужасов не спешит швырять героев в логово монстров – вот и «Вдова» затягивает своих героев потихоньку, исподтишка, путает, сбивает с толку… Кому как, а мне показались самыми жуткими сцены с собакой – в какой-то момент фильм едва ли не становится зоохоррором. Ну и «блэровские» приемы работают сегодня ничуть не хуже, чем 20 лет назад – вырезанные символы на деревьях, стога сена в виде человеческих фигур, заброшенные избушки в глуши и заглушающая разум мысль – до рассвета не дожить.
Зрителя, привыкшего к формату «последней девушки», финал может удивить. И это не может не радовать. Российские хорроры движутся по непростой тропе зрительских ожиданий – и тут чем тревожнее, чем страшнее – тем лучше. А значит, «славянские» хорроры движутся в правильном направлении. Даже если для героев – это путь в самую черную чащу….
Добавить комментарий