Прежде чем приступить к отзыву на фолк-хоррор «Территория», хотелось бы сказать то, что я считаю крайне важным. Не секрет, что линию нашего кинохоррора, в том числе и сериального, определяет городская тема. Как правило это Москва, и близлежащие территории. Режиссеры ведь происхождением как правило из Москвы, потому и тема преобладает сугубо городская. А уже по ту сторону МКАДа лежит необъятная наша родина со множеством народностей, собственными мифами и страхами, местными чудовищами. Освоение этой благодатной территории в нашем хоррор-кино идет робкими шагами, вот и рецензируемая «Территория» — пока такой робкий шажок.
Путешествие по Пермскому краю, по полузаброшенным деревенькам и лесам, обернется для героев чередой встреч с многочисленной нечистой силой, негласно верховодящей здесь. Хоррор-сцены и нечисть, не в пример блокбастерам, неспешны и сняты так, что невольно приходят ассоциации с советским психоделическим кино, тоже весьма неспешным, но в итоге бьющим наотмашь; «Посредник» или даже тот же «Злой дух Ямбуя». И слава Богу, что ритм выбран именно такой; в «Территории» звучит все аутентичнее и жутчее. Коли в подобном стиле была бы снята «Яга» Подгаевского, то она выстрелила бы совсем по-другому.
Но вот тут, как не странно, все оборачивается другой крайностью. Несмотря на ладно построенный психоделический ряд, в фильме очень много затянутостей и длиннот; смотреть его временами становиться ужасающе скучно. Второй раз точно тратить время не станешь, это существенный недостаток, взятый из наследия советского кино, когда такими длиннотами компенсировали недостаток бюджета. А ведь «Территория», если рассудить в сюжетной составляющей, выстроена так, что смотреть ее нужно, чтобы что-то понять в хитросплетениях сюжета, буквально не отрываясь. Чуть упустил нить сюжета — и уже можно просто ничего не увидеть в этой микровселенной Пермской чуди, в которой по-моему и сами авторы не до конца разобрались.
Но все-таки наше кино пока только осваивает еще новую для себя территорию фольклора и мифологий малых народностей, поэтому как-то сильно придираться и не хочется. Атмосфера в общем-то выдержана на уровне и держит зрителя, тем более, что быт и вид наших полузаброшенных деревенек в Российской глубинке — это не такое далекое от нас, городских жителей, понятие.
Прекрасно, что основных героев всего четверо, и каждого мы можем рассмотреть, и драму каждого увидеть (роль следователя — вообще отдельная тема). Финал имеет в своей основе столь неожиданный сюжетный выверт, что с первого раза, если упустил нить сюжета, можно ничего не понять. В целом же можно сказать, что «Территория» — один из первенцев темы освоения хоррора вне территорий крупных мегаполисов. Кинематографисты наконец поняли — где же лежит поле непаханое, и делают очень робкие шаги в данном направлении. Вот и «Территория» — это первый подобный шаг, до нее еще была такая же робкая попытка, как «Мертвые ласточки».
Конечно со временем мы увидим в этой теме и блокбастеры, и такую же, как «Территория», неспешную психоделику. Главное, чтобы этот мелкий родничок не пересох, и мы увидели бы разнообразные по стилю фильмы по мифологиям разных народностей.
Современные отечественные фильмы любого жанра можно определить как «приключения москвичей за МКАД-ом». Узость кругозора сценаристов и режиссёров такова, что получается продукт сугубо для внутреннего столичного потребления.
Ага, «Матрица» для «избранных», в то время как реальная жизнь выглядит совсем по-другому. 🙂
К сожалению, не «Матрица», а попугай Кеша от бабушки вернулся.