Пред началом новой жизни в большом голливудском кино, Дэвид Кроненберг всласть поглумился над современным телевидением, взорвав мозг публики хоррором «Видеодром». А критиковать было и есть что. Ведь зомбоящик – тот ещё пожиратель разума! Массово внедрившись в повсеместный быт, он основательно подкосил популярность кинотеатров и намертво привязал задницы миллионов к домашнему дивану, размещенному перед голубым экраном. Теперь чтобы увидеть кровь и секс, не надо было выходить из дома, а достаточно просто нажать кнопку. Да-да, конечно, была и есть госцензура, ограничивающая развратный контент, но в свободном демократическом обществе всегда возможно отыскать независимый канал, с лихвой удовлетворяющий потребность в собственной похоти и чужой боли.
Главгерой «Видеодрома» — директор коммерческого вещания Макс, как раз и ищет для своих клиентов что-нибудь «погорячее», будь то разнузданное порно или эффектные постановочные смерти. Для этого Макс ручками своих спецов перехватывает подпольные трансляции и однажды натыкается на оголтелые истязания в прямом эфире. Заинтересовавшись источником сигнала, он выходит на страшных людей, преследующих дикую цель…
«Видеодром» — выдающаяся картина, заложившая основы целого ряда художественных направлений. Кроме того, что это яркая сатира на повальную медиазависимость, это и по сути первый массовый фильм на тему снаффа. Когда-то для общественности стало открытием, что «понарошные» убийства на экране могут быть «всамделишными». Но что самое ужасное – многим нравиться на это смотреть, смаковать и…на сие мастурбировать. Ну а спрос, как известно, рождает предложения. А это значит, что не только телевидение провоцирует насилие в обществе, но и потребности толпы порождают реальные преступления для трансляции на экранах.
Кроме того «Видеодром» исследует и обратную связь, когда при природной склонности отдельных людей к садо-мазо, зомбоящик помогает воплотить желания в жизнь. То есть посмотрел смертоубийственную порнуху по кабельному, и пошёл тыкать иглой себя или партнера, одновременно входя в него. А ещё «потуэкранная реальность» настолько засоряет мозг, что в какой-то момент перестаешь понимать – ты уже залез в телевизор или телевизор залез в тебя?
Впоследствии о боли, изврате и медийном безумии Кроненберг ещё подробно расскажет в «Автокатастрофе» и «Экзистенции», а пока в «Видеодроме» готовит публику к будущему тотальному контролю общественного мнения. Чем сильнее развиваются технологии, тем всё меньше люди думают самостоятельно. Всё больше задач решают программные алгоритмы, включая генерацию общественно-политического настроя. Мы лишь условно выбираем во что верить, переключая каналы, а в тоталитарной системе, прикрываемой мнимой демократией, нам навязывают единственную «верную» точку зрения. Ну а секс и насилие на экране, в определенные часы на отдельных каналах – «разрешенная свобода» взамен голоса за доброго правителя на очередных выборах.
В «Видеодроме» есть всё, за что мы любим Кроненберга – боди-хоррор, безграничное насилие, жесткая эротика и злободневные мысли, от которых становится не по себе. По идее всё это должно отталкивать, но мы смотрим, потому что мы и правда такие, какими нас показал канадский гений.
Хороший отзыв получился. Кроненберг тут еще виртуальную реальность предсказал. Но мне все-таки предыдущие фильмы Кроненберга больше нравятся. Но лучшим его фильмом считаю поздний «Паук».
Спасибо. Следующая моя рецензия по Кроненбергу — «Мертвая зона». Сейчас специально перечитываю оригинал Кинга, чтобы максимально точно проанализировать получившуюся экранизацию.