Сколько же раз отели, гостиницы и разнообразные пристанища для одиноких путников становились объектом триллеров и ужастиков! Уж и не перечесть. Приезжаешь в другой город и думаешь — лучше на скамейке переночую, чем в мотель попрусь, там ведь убивают, как в «Хостеле», или наверняка водятся призраки, как в «1408», а не ровен час, так и съедят, пожалуй, как в недавней французской «Границе». Или скормят свиньям, что уж совсем ни в какие рамки не лезет! Бедные хрюшки в каждом втором фильме превращаются в каннибалов. Кто бы мог подумать, что именно этим животным, чье мясо у нас постоянно хранится в холодильнике, отведена роль пожирателей человеческой плоти! Мы — их, они — нас! В природе, знаете ли, должно царить равновесие. Это старая истина.
Есть еще одна старая истина. Все новое — это хорошо забытое старое. Когда маленький Кристианчик Клавье еще не был маститым актером, сценаристом, продюсером и вообще одной из ключевых фигур французского кино, он порой забегал в местный парижский кинотеатр, где с успехом шел фильм Клода Отан-Лора «Красная харчевня» с небезызвестным Фернанделем в главной роли. Фильм, снятый в 1951 году по повести Оноре де Бальзака, в которой рассказывалось реальная история о маленьком, затерянном вдали от больших дорог отеле, где хозяева предлагали путникам не только вкусный ужин, но и вечный покой, запала в душу маленькому Кристиану. И когда маленький Кристиан стал всемирно признанным мастером комедии Кристианом Клавье, которого называли «вторым Де Фюнесом» и обожали критики и зрители всего мира, он решил осуществить свою давнюю мечту — показать зловещую историю «красного отеля» такой, какой он видел ее сам.
Кристиан Клавье, к счастью, не из тех парней, что сидят и ждут своей роли. Если роли нет, он пишет ее для себя сам. Опираясь на все вместе, что было снято и написано о «красном отеле» до него, он сам пишет сценарий (для него это дело обычное) и приносит его к Кристиану Фешнеру, своему старому знакомому, который продюсировал еще бессмертные фильмы с де Фюнесом и Ришаром, а незадолго до своей смерти спродюсировал сразу три хитовых комедии с Клавье подряд: «Плюшевый синдром», «Веселых и загорелых» и «Шпионские страсти». У Фешнера нюх на хорошие истории, а сценарий Клавье — это всегда щедрая изобретательность, богатая фантазия и уникальный юмор, человек как-никак написал «Пришельцев» — главную французскую комедию 90-х! Фешнер принимает сценарий в разработку и нанимает популярного режиссера Жерара Кравчика, протеже Люка Бессона, для которого он снял кучу хитов. Фернандель играл в фильме Отан-Лора священника, но Клавье роль святоши, пусть и несколько чокнутого, не устраивает, он берет на себя роль главного злодея, а в партнеры приглашает также своих старых знакомых — ярчайшую комедийную актрису Жозиан Баласко и комика с сорокалетним стажем Жерара Жюньо — оба старейшие друзья Кристиана, и давние партнеры еще с театральных подмостков.
Их совместная работа над старинной историей под чутким руководством Кравчика и совершенно «не смешным» бюджетом среднего американского блокбастера породила на свет элегантную, стильную, атмосферную, сумасшедшую и просто очень смешную черную комедию, одну из лучших в последние годы.
В этом фильме действуют совершенно убойные и колоритнейшие персонажи, самые яркие из которых, естественно, сами хозяева отеля, милейшие люди, просто не любящие чужаков и просто зарабатывающие себе на жизнь, как умеют, хотя по колоритности священник, случайно узнавший о большой маленькой тайне и второй план в лице отвратительных буржуа, путешествующих по югу Франции, лишь немного уступают красавчикам-хозяевам. Кристиан Клавье — это, безусловно, батарейка. Или даже целый аккумулятор. Вернее, они с Жозиан Баласко — вместе это такое искрящееся короткое замыкание, что забыть эту парочку просто невозможно! Вроде бы исчадия ада, убийцы… Но ведь какая милая семья, какие нежные и теплые отношения, какая трогательная ревность хозяина, какая забота о жене и дочери, какое беззаветное служение своему маленькому процветающему делу! Кристиан Клавье не даром мечтал сыграть эту роль всю жизнь. Сыграл он ее с успехом. Он сумел передать все запредельное обаяние этого мужичка, удивительно симпатичного в своем стремлении к полному порядку в его понимании, ужасно смешному и какому-то даже невинному.
Ну, да, обычное дело для черных комедий, менять местами черное и белое. Несмотря на занятия наших героев, они настолько очаровательны, что волей-неволей их начинаешь извинять, мы ведь всегда снисходительны к тем, кто нас так смешит, а вот убиваемых ими путников что-то не жалеешь — уж больно мерзкие типчики. Насквозь прогнившие буржуа, вопящие, ссорящиеся, грубящие, тупые, высокомерные, лицемерные, эгоистичные… Эта престарелая графиня, пропахшая нафталином, ее обжора сынок, его тупая шлюха-жена, смахивающий на Сергея Зверева манерный продавец кружев, ноющий нотариус. Какой контраст с идиллической семейкой мирных отелевладельцев! Все они настолько омерзительны, что в финале их ждет пусть и не совсем та, что им была назначена, но все же не сильно завидная судьба. Ведь вы все еще помните про равновесие?
Блистателен Жерар Жюньо в образе психованного исповедника, постоянно забывающего с своем высшем предназначении и не по сану светского. А уж как хороша мадам Баласко! Ох, какая темпераментная дама и какая искренняя, что немаловажно для ее профессии, а какая набожная!
Клавье постарался на славу и с диалогами и с сюжетом. Диалоги врезаются в память, хоть явных гэгов тут и нет, но зато двусмысленность каждый фразы и вообще всего положения несказанно веселит. Огромный бюджет работает изо всех сил на мрачную атмосферу провинциальной глуши, сочные, пусть и темные краски бескрайних полей, лесов и свинцового неба. О, эта атмосфера таинственности и приближения темных сил сделала бы честь любому фильму о Дракуле. А как хороша музыка, е дающая забыть, что перед нами все-таки не семейная комедия.
И я чуть было не забыл про неубиваемого дровосека! О, этот крепыш даст себя знать. Или, учитывая, что комедия весьма черная, ему дадут. Тут уж как посмотреть.
В общем, я практически в восторге! Давненько я не видел такой глумливой, насмешливой, самобытной, контрастной, озорной и искрометной комедии. Почти тоже самое, что и «Молчи в тряпочку», но в несколько более легкомысленном, суматошном и эксцентричном ключе. Британская сдержанность и циничность хита Ниала Джонсона с лихвой окупается французским шармом и неповторимой энергетикой в этом блестящем фарсе, добавившем в уже и без того переполненную копилку Кристиана Клавье еще несколько монет моего уважения и восхищения.
10 из 10
Добавить комментарий