Мы продолжаем публикацию эксклюзивных интервью, полученных КЛУБ-КРИКом во время прошедшей в Москве кинопремии КАПЛЯ. Сегодня мы публикуем беседу с талантливым финским режиссером AJ (Аннти-Юсси) Аннила, чей фильм «Сауна» участвовал во внеконкурсном показе кинопремии. Мы беседуем с ним о специфике европейского хоррора, о финской сауне и русской бане, об оборотнях наоборот и о танцующих ниндзя! 😎
КЛУБ-КРИК (КК): Вы представитель европейского кинематографа. Считаете ли вы, что европейские фильмы, в том числе фильмы ужасов, более тонкие, более интеллектуальные, чем голливудские?
Антти-Юсси Аннила (AJ): Я думаю, что на жанр страшного кино очень повлияло голливудское кино 70-х. Тогда появилось много замечательных фильмов ужасов, и все их смотрели на видеокассетах. Появилось целое «VHS-поколение», которое смотрело «Техасскую резню бензопилой» и «Зловещих мертвецов». Когда европейцы снимают фильмы ужасов, они снимают их со своей точки зрения. Наши фильмы не обязательно более интеллектуальные, чем американские, они просто другие. А в Америке начали просто копировать старые схемы, снова и снова, и что-то они потеряли. А потом пришла волна J-хоррора из Японии, и это изменило правила игры. Раньше «правила» фильмов ужасов всем были известны из американского кино. Зрители как будто чувствовали себя в безопасности, потому что они всегда знали, что произойдет дальше. А потом появляются японские J-фильмы, где на 45-й минуте главного героя вдруг могут убить…
КК: … как в «Психо»!..
AJ: …Точно! Все правила отменяются! Такие фильмы интересно смотреть, потому что неизвестно, что случится дальше. А потом появились замечательные испанские фильмы ужасов. «Репортаж» был очень хорош, фильмы Гильермо дель Торо замечательные. Затем интересные фильмы ужасов начали снимать в скандинавских странах. Все начали придумывать свои собственные правила – не всегда эти фильмы более интеллектуальные, но они другие. Этот подход используется теперь и в Америке – там сейчас делают очень интересные, необычные фильмы ужасов, более психологичные и глубокие. Например, Бред Андерсон с фильмами «Девятая сессия» (2001) или «Машинист» (2004), который вполне можно считать фильмом ужасов. Это очень интеллектуальные фильмы.
КК: Следите ли вы за работой ваших коллег из скандинавских стран? Что вы скажете о фильмах «Впусти меня» или «Санта на продажу»?
AJ: «Санту на продажу» снял мой лучший друг – Ялмари Хеландер! Это не вполне фильм ужасов, скорее мрачное фэнтези. Обязательно посмотрите финский фильм «Железное небо» (режиссер Тимо Вуоренсола, 2012) – он будет очень мрачным, интеллектуальным и интересным, его скоро покажут на Берлинском фестивале. В фильме речь идет о нацистах, которые в 1945 году улетели… на Луну, и в 2018 году они возвращаются. Я видел этот фильм – он вам просто крышу снесет!
КК: Фильм о вернувшихся в наши дни фашистах – это напоминает норвежский фильм «Операция Мертвый снег».
AJ: Я видел этот фильм, он очень забавный. Люди, которые его сняли, прекрасно разбираются в жанре, и они знают, как посмеяться над ним. Примечательно то, что этот фильм снят в истинно норвежских традициях, в рамках своей культуры. Это не «интеллектуальное кино», это слэшер, но в то же время это очень-очень норвежский фильм. Мне нравится культура Норвегии, и мне симпатично это кино.
КК: В прошлом году весь мир был потрясен историей норвежского террориста Андерса Брейвика, который убил 77 человек. Мы привыкли считать, что люди в скандинавских странах спокойные, дружелюбные, «нордические»: как вы считаете, как в этой культуре мог появиться такой человек, как Брейвик?
AJ: Это было ужасно. Я не психолог, чтобы судить, почему люди совершают такие поступки, я не думаю, что это связано со скандинавской культурой, это что-то связанное с природой человека. Когда такие чудовищные идеи рождаются у кого-то в голове, это может случиться в любой стране. Но сейчас это случилось в Скандинавии, которую считали безопасным раем на Земле. Поэтому люди были настолько шокированы. Я не могу понять, как это произошло. Этот человек – психопат.
КК: Порой можно услышать мнение, что фильмы ужасов могут навести человека на психопатические мысли. Что вы об этом думаете?
AJ: Если бы фильмы ужасов могли бы заставить людей делать плохие вещи, то также могли бы повлиять и романтические комедии. Всё зависит от человека, и от того, как каждый интерпретирует увиденное. Для меня фильмы ужасов – это способ очищения. Если вы чего-то боитесь в жизни, фильмы ужасов позволяют вам максимально приблизиться к своему страху, даже войти в него, но при этом оставаться в безопасности. Я сам считаю, что фильмы ужасов меня очищают.
КК: Это очень созвучно идее вашего нового фильма «Сауна».
AJ: Да, именно. Так что это очень недальновидно полагать, что фильмы ужасов или видеоигры могут «сделать человека плохим». Если вы показываете людям плохие вещи, они не становятся плохими людьми. Хорошие фильмы – всегда отражение реальности, и в них – даже в слешерах – есть зерно реальных событий. Это помогает людям задуматься. Но если фильм основан только на крови и на «порнографии насилия», такие фильмы не имеют права на существование. После таких фильмов не чувствуешь себя очищенным, наоборот, становишься «грязнее».
КК: Вы имеется в виду такие фильмы, как «Хостел»?
AJ: «Хостел» отвратительный, отвратительный фильм. Такое нельзя снимать. Я не понимаю эти фильмы, я их ненавижу. Это «порнография насилия». Такие фильмы — о людях, которые хотели бы разрушить мир. Многие великие люди писали об этой проблеме, но кое-кому просто нравится насилие, и «Хостел» как раз об этом. Это незрело.
КК: А что вы скажете о франшизе «Пила»? Это тоже «порнография насилия», или там есть рациональное зерно?
AJ: «Пила» — другое дело. Первые фильмы были умнее, они рассказывали истории о персонажах, попавших в невыносимые ситуации. А «Хостел» — это про голые груди и про кровь. Это поверхностно, тут нет глубокого смысла. Если кто-то видит там смысл, ок, может они более умны, чем я.
КК: А что вы скажете о популярных фильмах ужасов, таких, как «Блейд», «Другой мир», «Обитель зла» построенные на спецэффектах и на качественном видеоряде? Хотели бы вы снять такое кино?
AJ: Это очень развлекательные фильмы, они не пытаются быть чем-то большим, не пытаются ничего доказать. Смотреть такие фильмы – это «эскапизм», бегство от реальности в приключения. Там всё понятно: кто плохой, кто хороший, это очень классические истории, за сюжетом которых легко следить. Это как детские сказки. А сказки нам рассказывают очень о многом.
КК: В Голливуд часто приглашают работать режиссеров, ставших популярными в Европе, чтобы они сняли какой-нибудь голливудский блокбастер. Вы предусматриваете такой вариант развития вашей карьеры?
AJ: Да, это вполне может произойти. И, кстати, я ничего не имею против популярных фильмов. Лучшие фильмы – это те, что вас развлекают, и вы даже не замечаете, что вас чему-то учат. Популярные фильмы «рулят», мне они очень нравятся. Не буду иметь ничего против, чтобы снять «Другой мир 6», например, если сценарий будет хороший.
КК: Кстати, «Другой мир 4» изначально предлагали снять вашему другу Ялмари Хеландеру. Почему он отказался?
AJ: У него были на то причины. Сценарий этого фильма совсем пустой, хотя я ничего не имею против Кейт Бекинсейл, обтянутой в латекс. Когда я снял фильм «Сауна», мне позвонил продюсер Боб Вайнштейн из Dimension Films, и начал хвалить мой фильм, сказал, что «Сауна» напомнила ему стиль Андрея Тарковского и Ингмара Бергмана. Он предложил мне прочесть один сценарий. Сценарий был неплохой. Первые два акта вообще замечательные, третий был ужасен. Я перезвонил Бобу и сказал ему, что это как раз мой материал – психологический фильм ужасов. Я сказал, что с удовольствием поучаствую в проекте, предложил ему некоторые свои идеи, которые Бобу очень понравились. Меня наняли для работы в этом фильме. Мы написали два варианта сценария, а потом проект закрыли. Боб сказал, что фильм получается слишком интеллектуальный. А потом Боб предложил мне поработать в проекте, где было больше действия, и напряжения, и крови, с большим бюджетом, но я не захотел в это ввязываться. Это не мое кино. Я всегда начинаю работу над фильмом с истории, и в ней должно быть нечто цепляющее меня. Если я этого не чувствую, то я попросту не тот человек, что нужен для этого фильма, фильм не получится. Так наши пути с Голливудом разошлись. Делать фильмы слишком долго и слишком сложно, чтобы ввязываться в проект, в который не веришь. Я не буду снимать популярное кино, если не буду верить в него.
КК: Давайте вернемся к вашему новому фильму «Сауна». Похоже, что идея духовного очищения довольно близка нашей культуре – не зря мы вам задали вопрос о русской бане на пресс-конференции: русская баня – это не только очищение тела, но и духа. Откуда у вас возникла идея фильма, и верите ли вы в то, что некоторые грехи можно смыть?
AJ: Сауна занимает важное место в моей жизни, как и у любого финского мужчины. Для нас это место, где можно посидеть в тишине или поговорить по душам: это особенно важно для отцов и сыновей. Например, я нигде так искренне и глубоко не говорил со своим отцом, как в сауне. Это место, где ты можешь открыться и излить душу. Есть финский документальный фильм, который называется «В парилке жизни» (Miesten vuoro, 2010), в котором показано, как финские мужчины в сауне говорят о себе. Удивительный фильм. Лучший фильм, снятый в Финляндии. Когда я закончил свой первый полнометражный фильм «Воин севера» (2006), мне позвонили продюсеры и сказали, что у них есть великолепная идея для меня. Они были на Берлинском Кинофестивали, где как-то в подпитии кому-то из них пришла в голову мысль – снять фильм ужасов и назвать его «Сауна». Они были готовы дать миллион евро, и очень хотели сделать всё как можно скорее – начиная с разработки сценария, которого у них вообще не было. Я им сказал: «Что за странная идея?» Они показали мне черновой набросок на полторы страницы: там речь шла о молодежной компании, которые отправляются в домик в лесу, там они напиваются, раздеваются, занимаются сексом, потом идут в сауну, а там какой-то монстр из печки, и будет много бегающих обнаженных женщин…
КК: Что-то подобное было в «Пятнице, 13, часть 8», где Джейсон заходит в сауну и кладет раскаленный камень на жертву…
AJ: Точно! Я как раз про этот эпизод рассказал продюсерам. А они говорят: отлично, то, что нужно! А я им говорю, извините, парни, но вы явно обратились не по адресу. Я такое снимать не буду, поищите кого-нибудь другого. Но они очень хотели работать именно со мной, потому сказали: ок, попробуй сделать сценарий лучше. Известно, что еще в дохристианские времена сауна в Финляндии была священным местом. Детей рожали в саунах, после свадьба жених и невеста мылись в сауне, и даже покойников обмывали в сауне. Меня это заинтересовало, потому что я давно хотел снять фильм о грехах, об искуплении и прощении. Тема сауны для этого отлично подходила. Я поговорил об этой идее со сценаристом – что, если в нашей истории будет такая сауна, которая действительно будет смывать грехи? Я убедил продюсеров, что надо снимать именно такое кино – они выделили под него все тот же миллион евро. Правда, они очень удивились, увидев, как изменилась их первоначальная идея, но новый сценарий им понравился. Через полтора года с момента той пьяной беседы на Берлинском Фестивале фильм «Сауна» был готов.
КК: Это интересно, потому что в американских фильмах ужасов, например, ванна и место омовения часто ассоциируются со смертью. «Психо», «Кошмар на улице Вязов», «Сияние»… Но у вас совершенно другой образ сауны, более мирный. У вашей истории хороший финал?
AJ: Нет, хэппи-энда в фильме нет. Мой фильм про людей, которые совершили злодеяние, и пытаются забыть о нем. Но люди должны смотреть в лицо своим грехам. Это единственный способ выжить. Я не верю в рай или в ад, но люди могут создать себе ад на земле, образно говоря. Я не верю, что есть место на земле, куда можно придти, и тебе отпустят грехи – сын, иди с миром, ты прощен. Это слишком просто. Так что «Сауна» в моем месте – это не райское место, это скорее ад.
КК: Считаете ли вы «Сауну» вашим главным фильмом, или у вас уже есть новые задумки и идеи? Будет ли это история о Финляндии?
AJ: Мне было интересно работать над «Сауной», потому что это фильм о природе зла в людях. Эта тема меня цепляет. Мне кажется, что мои следующие фильмы будут об этом же. Например, я думаю о фильме, который будет называться «Человек» (Human). Я написал сценарий вместе с Дагом Тейлором, который был соавтором сценария фильма «Химера» Винченцо Натали. «Человек» — это история об оборотне наоборот. Там волка кусает… женщина, и заражает его… человечностью. Это будет триллер о выживании, где главным отличием людей от переродившихся волков будет то, что люди могут лгать сами себе. Волки окажутся более человечными, чем сами люди. Они не знают, как лгать. Я очень вдохновлен этой историей, у меня займет пару лет, чтобы сделать этот фильм. Мы будем работать с настоящими волками!
КК: Вы читали книгу Булгакова «Собачье сердце»? (кратко пересказываем идею о собаке перерождающуюся в человека. AJ Аннила заинтересованно записывает имя автора и название книги на визитке).
AJ: Эта история как раз в моем духе. Надо будет почитать!
КК: Вы упомянули фильм «Химера», со сценаристом которого вы работаете. Вам нравится этот фильм?
AJ: У фильма интересная идея, он забирается в самые темные уголки человеческой души. В сюжете есть момент, где герой Эдриана Броуди узнает, что в создании человекоподобной Химеры есть ДНК его жены. Т.е. формально это его ребенок. И он собирается заняться с этим существом сексом. Это чертовски мрачно. Я смотрел фильм и не мог поверить в это! А потом, когда герой таки занялся сексом с Химерой, жена (Сара Полли) его застукала. Я просто аплодировал в зале. А потом… они просто поговорили на кухне, и жена его простила, а потом они решили убить это существо. Это меня разочаровало, я перестал верить в персонажей. Последняя часть фильма – это сплошная неудача. Но в целом фильм очень сильный. Мне нравятся фильмы, которые меня «встряхивают». И Винченцо Натали – прекрасный режиссер.
КК: С какими актерами вы бы хотели поработать?
AJ: Я хотел бы поработать с Сэмом Рокуэллом. Я задумал снять мюзикл о танцующих ниндзя, и Сэм Рокуэлл будет там сниматься. Правда, он об этом еще не знает. Мне нравится работать с актерами, которые не боятся трудностей и следуют своим инстинктам.
КК: Что бы вы хотели сказать поклонникам фильмов ужасов, которым все-таки нравятся кровавые фильмы вроде “Хостела»?
AJ: Знаете, если кому-то нравится «Хостел», подумайте почему он вам нравится. Если зритель задается таким вопросом, значит фильм был снят не зря. Не знаю, планировал ли это Элай Рот – если так, то он гений. Но это вряд ли.
От лица КЛУБ-КРИКа беседу вели Дмитрий Витер и Алексей Петров
Судя по всему, этот режиссёр интересный человек. Надо будет глянуть его «Сауну». Хотя синопсис её заставляет вспомнить о «Хостеле».
Интересный, да… И уж точно неглупый.