Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Рецензия на фильм «Ад каннибалов» (Cannibal Holocaust, 1979 г.)

 

Дорогой Руджеро, ну и фильм! Вторая его часть — настоящий шедевр кинематографического реализма, но всё выглядит настолько реальным, что, мне кажется, тебе не избежать проблем во всём мире.

Серджио Леоне. Из письма к Руджеро Деодато

Италия, 1979 год. Дарио Ардженто снимает классический мистический фильм ужасов «Преисподняя», Лючио Фульчи — «Зомби». Теле- и кинорежиссёр Руджеро Деодато, на счету которого были фильмы самых разных жанров, снимает то, что станет вехой в развитии кино, самое лучшее и самое непризнанное своё творение, обруганное высоколобой критикой, хвалившей фильмы ужасов Ламберто Бавы («Демоны») и Джо Д`Амато («Антропофаг»), да ещё и заставившее автора оправдываться на суде за фильм, который нынче сам смотрится как оправдание. Нетрудно представить, как чувствовал себя художник. Очевидно так же, как веком до него чувствовал себя Гюстав Флобер, вынужденный оправдываться перед тупыми буржуа за свой роман «Госпожа Бовари», который в будущем войдёт в анналы мировой литературы. Спрашивается, какое же преступление совершил Руджеро Деодато? Неужели он снял образец снаффа, грязное порно, человеконенавистнический фильм и т. д. и т. п.?

Нет, всего лишь «Ад каннибалов». Сегодня это название ничего не говорит широкой аудитории (хотя оно и не было рассчитано на массовую публику), однако на рубеже 1970-1980-х годов эта воистину скандальная картина произвела эффект разорвавшейся бомбы в Европе и, несмотря на ряд положительных рецензий, в которых говорилось, что это скорее притча, рассказанная языком фильма ужасов, нежели собственно жанровое произведение, в целом отзывы первых критиков были отрицательными. Сейчас, конечно, это воистину культовый фильм, неоспоримая (хотя кто-то и оспорит) классика итальянской ветви хоррора, однако справедливо ли это? Является ли эта лента фильмом ужасов? Нет, и мы последовательно разберёмся почему.

Первая половина XX века. Активно развивается такая научная дисциплина, как антропология. Люди, доселе считавшие все непросвещённые цивилизации отсталыми и недостойными внимания, вдруг искренне заинтересовались самой что ни на есть первобытной культурой, которая вполне себе сохранялась в непроходимых джунглях и африканских саваннах. Целая плеяда выдающихся умов (Э. Тайлор, А. Ланг, К. Леви-Стросс) посвятили свою жизнь изучению первобытных сообществ, их культуры и быта, которые могли бы пролить свет на проблему происхождения человека, развития общественных отношений, возникновения религии. Стали проводиться полевые экспедиции, создаваться научные направления, школы и институты, защищаться диссертации. Результаты деятельности учёных очень скоро, благодаря активному развитию в это же время СМИ, стали достоянием общественности. Такой ныне популярный жанр как фильм ужасов, активно развивавшийся в это же время, не мог пройти мимо антропологических находок. Как оказалось, в некоторых современных (на тот момент) первобытных общинах сохранялся и активно практиковался такой, казалось бы, канувший в лету обычай, как каннибализм, который явно понравился некоторым тогдашним кинематографистам.  В начале 1970-х годов в недрах классической итальянской школы ужасов зародился один из самых жёстких, но ныне почти мёртвых поджанров – так называемый каннибальский фильм. Первым произведением этого поджанра стал «Человек с глубокой реки» Умберто Ленци, снятый в 1971 году и содержавший богатый этнографический материал относительно свадебных обрядов первобытных людей и, в том числе, каннибализм. Так как фильм Умберто Ленци был первым, пробным шагом в неизведанную даль этнографических ужасов, то каннибализма там содержалось по минимуму (по сравнению, конечно, с поздними каннибальскими фильмами, такими как «Каннибалы», «Съеденные заживо» того же Ленци, «Последние каннибалы» Руджеро Деодато и пр.). Однако первый блин не вышел комом, и отныне в Италии стали производить каннибальские фильмы, активно запрещаемые в других цивилизованных странах (те же «Каннибалы» Умберто Ленци были запрещены в 31 стране мира, тоже спровоцировали судебный процесс, а также оказались занесены в Книгу рекордов Гиннеса как фильм, содержащий наибольшее количество сцен насилия (хотя есть много, много фильмов и не только в жанре фильма ужасов, где насилия гораздо больше)). Только в 1970-е годы в Италии были сняты десятки каннибальских фильмов такими режиссёрами, как Умберто Ленци (названный впоследствии отцом этого поджанра), Джо Д`Амато и, конечно, Руджеро Деодато.

Впервые Руджеро Деодато обратился к каннибальскому поджанру в 1977 году, сняв «Последние каннибалы» (позднее, ради прибыли, прокатчики назвали его «Ад каннибалов 3» – под этим названием он и известен во всём мире) — приключенческий фильм ужасов. Дебют вышел удачным, стильным, жёстким фильмом ужасов, и следом Руджеро Деодато снимает то, что, наряду с «Домом на краю парка», сделало его культовым режиссёром и обессмертило его имя (в рамках жанра, конечно).

«Ад каннибалов» больше любых других своих собратьев связан с антропологией. Поводом к его созданию послужила статья одного антрополога, который двадцать лет исследовал племя каннибалов, жившее (и, возможно, живущее) в одной из африканских пещер. Руджеро Деодато был поражён холодным цинизмом статьи, да тут ещё и итальянское телевидение подоспело, которое вздумало показывать в новостях всякие ужасы. Всё это привело к созданию шедевра.

Вопреки расхожему мнению, «Ад каннибалов» не похож на фильм ужасов хотя бы потому, что в нём нет ни одной сцены, которая была бы призвана нас напугать. Это фильм идеи, и именно эта идея связывает все куски фильма друг с другом, цементирует их. Осталось только сказать, что это за идея.

Фильм имеет антитезисную композицию. Он начинается с размышления журналиста о том, как велик человек, а заканчивается страшным вопросом, который Руджеро Деодато напрямую задаёт зрителю: «Интересно, так кто же такие настоящие каннибалы?» И зритель, посмотревший те 90 минут, что разделяют начало и конец, сам приходит к ответу на этот вопрос. Что же содержат в себе эти 90 минут? Всё, что нужно, чтобы разоблачить так называемый гуманизм цивилизованного мира. Группа документалистов, герои Италии, одержимые желанием получить «Оскар», отправляются в Африку снимать каннибалов по заказу факультета антропологии. Здесь-то и происходит встреча двух цивилизаций, современной и первобытной. Если верить французским философам XVIII века, цивилизованные люди должны были просветить дикие народы, ввести их в контекст мировой культуры. Но на деле происходит, что цивилизованный человек в душе тот же дикарь, каннибал, который, оказавшись в среде, где не действуют законы государства, где творить можно любое зло не боясь наказаний, тут же раскрывает свою звериную сущность. Оказалось, что просвещать некому, что люди морально недалеко ушли от диких нравов первобытных обществ, и что если нет над ними царя, карающей руки, указующего перста, то тогда их внутренний зверь, внутренний каннибал вырывается наружу. По мысли Деодато, цивилизованный человек не творит зло не потому что не хочет, а потому что боится наказаний, и в данном случае экспедиция в первобытную культуру – всего лишь проверка на человечность. Документалисты её не выдержали, да и почти все остальные будто бы цивилизованные герои.

Не лучше документалистов и антропологи. Они прекрасно знали, кого посылают к каннибалам (например, режиссёр-документалист, чтобы снять драматическую сцену для своего предыдущего фильма, заплатил солдатам, чтобы те расстреляли пару пленных). И жизнь первобытных сообществ их интересовала постольку поскольку. Антропологи первобытные племена даже за людей не считали (об этом свидетельствует сцена, в которой главный герой, после совместного просмотра фильма документалистов, беседует со своей коллегой).

Нетрудно предположить, что отношение Деодато к антропологии было резко отрицательное. Все учёные в фильме, исключая главного героя, показаны на редкость циничными людьми, относящимися к первобытным народам как к лабораторным крысам. Они даже оправдывают жестокость документалистов, в то время как главный герой, который заявлен как образец настоящего учёного, настоящего антрополога, её обличает. Достаётся, впрочем, и телевизионщикам. Деодато показывает, что ради сенсации телевизионщики маму родную продадут, потому что как только попал к ним в руки мерзкий фильм документалистов, они тут же решили пустить его в эфир – пусть смотрят, люди же быдло.

В подобном прочтении фильма (привет семиотике) совсем другой смысл приобретает и название. Ад каннибалов (хотя название можно перевести и иначе — «Холокост каннибалов») как метафора состояния современного Деодато мира. Впрочем, как позднее написал один из обозревателей, тот ад каннибалов, который Деодато увидел в 1979 году, остался таким же адом каннибалов и в наши дни.

Влияние «Ада каннибалов» на дальнейший мир кино ограничилось разве что влиянием на каннибальские ужасы. Отголоски «Ада каннибалов» можно найти, например, в «Каннибалах» Умберто Ленци, в «Земле каннибалов» Бруно Маттеи, а псевдодокументальная манера повествования была в дальнейшем позаимствована Дэниэлом Мириком и Эдуардо Санчезом в расхваленную критиками «Ведьму из Блэр: Курсовую с того света». Хотя нельзя также не отметить, что эта лента прекрасно вписывается в общий кинематографический контекст 1970-х годов, когда были созданы такие знаковые ленты на тему возросшего насилия в обществе, как «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика, «Избавление» Джона Бурмана, «Соломенные псы» Сэма Пекинпы и «Сало, или 120 дней Содома» Пьера Паоло Пазолини. Но подобные лестные аналогии вовсе не спасли Руджеро Деодато от суда (увы, псевдодокументальная манера повествования вышла ему боком), а сам фильм от некоторого забвения.

Наверно, Руджеро Деодато просто не повезло. Он не умер, как Пьер Паоло Пазолини после окончания съёмок «Сало, или 120 дней Содома», в результате чего «Ад каннибалов» не получилось назвать фильмом-завещанием. Также Руджеро Деодато не был на тот момент признанным мастером, хотя и был известным и популярным режиссёром. Однако ни Ламберто Бава, ни Джо Д`Амато не встретили такого враждебного приёма своих самых лучших фильмов. И если тот же Джо Д`Амато достаточно реабилитирован (примером тому может служить ретроспектива его фильмов на одном из «Ликов любви»), то Руджеро Деодато такой чести, увы, не удостоился. И «Ад каннибалов», и «Дом на краю парка» запрещены в некоторых странах к показу в кинотеатрах и по ТВ, хотя последний, вопреки всеобщему мнению, содержит вполне минимальное насилие и не выдержит сравнения по этой части с современными триллерами. Единственное, чего «Ад каннибалов» удостоился, это сомнительной чести быть причисленным к классике итальянской ветви хоррора. И хоть современные авторы статей, посвящённых этому фильму, и признают, что «Ад каннибалов» намного гуманнее, например, «Могилы слепых мертвецов» Амандо де Оссорио, ещё одного классического фильма ужасов, правда уже испанской школы, он всё равно остаётся вне объекта изучения серьёзных исследователей.

И всё-таки помнить об «Аде каннибалов» нужно. Ни один фильм ужасов не принёс своему создателю столько горя, столько несправедливых обвинений, как это кино. Значит, есть в нём что-то, что не давало покоя людям в далёком 1979 году, значит, удался эксперимент с псевдодокументальной манерой повествования, раз люди приняли фильм кинематографистов за чистую монету (хотя справедливости ради надо сказать, что Деодато не был здесь первопроходцем, и заявку на псевдодокументальность можно обнаружить в шедевре Тоуба Хупера «Техасская резня бензопилой», снятом пятью годами ранее (хотя иные авторы идут ещё дальше и в качестве прародителя называют шокирующую документалистику – мондо -, отцом которой был тоже итальянец – Гальтьеро Якопетти, скончавшийся 15 августа этого года)).

И ещё одно: из четырёх съёмочных недель, Руджеро Деодато снимал в Италии только одну, остальные три – в джунглях Колумбии. До сих пор точно неизвестно кого именно снимал Руджеро Деодато в ролях каннибалов. Вполне возможно, настоящих каннибалов.

Когда Пьер Паоло Пазолини снял «Сало, или 120 дней Содома», фильм удостоился отрицательных рецензий. Ни один кинотеатр в мире не согласился этот фильм показывать, а Ватикан так вообще подверг суровой критике. Прошло время, и теперь последний фильм П. П. Пазолини – шедевр мирового кино. Может быть, когда-нибудь тоже случится и с «Адом каннибалов». Только доживёт ли до этого автор – вот вопрос. Хотелось бы, что бы дожил. Кто знает, может быть к Руджеро Деодато, пирующему на костях антропологии, присоединятся и современные зрители. Не всё же смотреть кино про супергероев. Иногда надо смотреть и такое, грустное и честное кино, а это уже хорошо, тем более что именно честности современным художникам как раз и не хватает, а уж этого Руджеро Деодато и его «Аду каннибалов» точно не занимать.

В заключение стоит сказать, что «Ад каннибалов», который, скорее всего, изначально был задуман как антропологический фильм ужасов, в процессе своего создания просто перерос узкие рамки своего поджанра, ибо на материале фильма ужасов рассказывает притчу о духовном каннибализме и лицемерии современного общества, живущего в эпоху научно-технического прогресса (отчасти тому же посвящён и философский фантастический фильм «2001: Космическая одиссея» уже упоминавшегося Стэнли Кубрика, созданный в 1968 году, как бы между двумя этапами современной научно-технической революции). Самое главное, что «Ад каннибалов» заставляет задуматься о том, что важнее: научный прогресс (чем упиваются сейчас некоторые учёные) или моральный. И наступит ли он когда-нибудь, этот моральный прогресс, или человек навсегда останется на уровне каннибала.

Оценка: 9

Страница фильма «Ад каннибалов» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 8, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

7 комментариев Рецензия на фильм «Ад каннибалов» (Cannibal Holocaust, 1979 г.)

  • Отличная, просто энциклопедическая статья! Лично я также причисляю этот фильм к классике, хотя, конечно, это «кино не для всех».

  • robertvillain

    Большое спасибо за отзыв. Надеюсь, остальные хоррорманы тоже найдут что-то полезное.

  • Я этот фильм считаю одним из самых лучших фильмов итальянского кино вообще, именно из-за его обличения дикости, моральной и нравственной деградации современного общества вообще и журналистики в частности. (Тут есть некоторые переклички с «Ночным летчиком», мне кажется.Именно в этом, нравственном аспекте.) И обществу не понравилось то, каким оно себя увидело в этом зеркале, которое Деодато поднес к их лицу. Хотя, как говорит русская пословица: «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива». Вот эта самая «рожа» так напугала всех, что проще запретить смотреть на себя, чем пытаться осмыслить, а почему все так ужасно в обществе циввилизованных людей?. И проще обвинить художника, что портрет не удался и что он ужасен, чем набраться смелости и увидеть черты правды в нем.
    Тот же мотив звучит у Деодато и в «Доме на краю парка». Там бандиты и представители высших сословий общества вполне стоят друг друга и кто более безнравтвенен и жесток — это ещё вопрос и сеоднозначным ответом.

  • Мощно! Спасибо за такой подробный разбор! Смотрел этот фильм давно, во времена видеосалонов. Впечатления были очень сильные. Я тут недавно купил сборник итальянских ужастиков (16 фильмов в одной коробке!), там есть все три части «Ада каннибалов». Обязательно пересмотрю.

  • robertvillain

    А я тоже недавно купил сборник итальянских ужасов на 4-х дисках. Там тоже есть «Ад каннибалов» и его псевдопродолжения, вроде Съеденных заживо», названных зарубежными прокатчиками «Ад каннибалов 2», и «Последние каннибалы» («Ад каннибалов 3»). Я вообще люблю итальянский хоррор. В визуальном плане и в плане атмосферы итальянцы снимали ужасы лучше, чем американцы.

  • Суть в том, что зрители, какими бы не были они фанатами ужастиков. всё равно предпочтут видеть молнию на спине чудовища. другими словами: понимать, что вся кровавая резня- не более чем выдумка, о которой можно будет забыть, выключив телевизор. У «Ада каннибалов» же иллюзия реальности

  • Irina Reys

    Не смотрю такие фильмы, и вообще ужасы, впечатления потом покоя не дают.
    На этот фильм вышла случайно, в поисках другой информации, была удивлена, что фильм итальянский. В далекие 90е, тоже ходили по видео салонам, и в памяти припомнилось, что вроде смотрели те самые «Съеденные заживо».
    Пролистала так сказать фильм. Даже этого хватило, чтобы понять цель автора, которую он хочет донести до зрителя, ну и конечно вопрос главного героя, в последнем кадре, тому подтверждение.
    Поначалу действительно кажется, что сцены с дикарями это реальные съёмки, брр…))
    Рецензия отличная! Особенно для молодежи, чтобы не только смотрели, но и думали.
    Признаюсь, не понимаю людей смотрящих такие фильмы постоянно, да еще их пересматривают. Включите новости, программу «Пусть говорят», или тому подобное, вот Вам и «Ад каннибалов».
    Добавить больше нечего. Спасибо.

Добавить комментарий

  

  

5 × 5 =