Народная книга ужасов. Неординарный подход к составлению сборника хоррор-рассказов, когда фокус-группа оценивала фрагменты «кандидатов» и сообщала — есть ли желание дочитать рассказ до конца. И вкусная идея вылилась в бумажное издание, что впечатляющее достижение для инди-проекта. А презентация книги прошла в культурной столице России, в несетевом магазине «Фаренгейт 451».
Событие ли это? Безусловно. Пусть для немногочисленной «живой» аудитории, пусть без помпы и освещения от больших СМИ. Но то, что напечатанная книга в эпоху «электронного» чтения реально появилась, без участия и покровительства масштабных издательств, дорогого стоит! И теперь начнём листать страницы и оценим — что же внутри?
А начинаются «Твои личные страхи» с забавного «внутрикухонного» чата, где создатели сборника и некое рогатое существо обсуждают внезапно родившуюся идею. Кто-то напыщенно скажет — «Ой, какое ребячество!». Но де-факто так и рождаются замыслы крутых проектов, в режиме праздной болтовни. Парни посмеялись, валяя дурака и… выпустили книгу! Все бы так трепались ни о чём 😁.
Но сколько бы не получали похвал создатели книги, самый главный вопрос — насколько реально интересны рассказы? И здесь хочется абстрагироваться от громких писательских имён, фигурирующих среди авторов, и честно прочувствовать силу (или слабость) каждого отдельного произведения.
Дмитрий Мордас «Семя»
Кошмар многоквартирного дома, который вполне себе может представить среднестатистический городской житель. Стрёмная бабулька активно вещает соседям о всяких ужастях, недавно случившихся с другими жильцами. И чернушные россказни обретают характер эпидемии, когда и другие местные, как будто съехав с катушек, следуют примеру чокнутой карги.
Произведение с первых абзацев конкретно накрывает депрессухой, но в динамике, когда летишь вперед по буквам, дабы узнать вряд ли счастливый финал для главного героя и его окружения. В стилистике главенствует образ черноты, как состояния душ персонажей, так и как внешней атрибутики. Формально это экзистенциальная трагедия, поглощающая молодых и зрелых, проклятие современного мира, погрязшего в хаосе и насилии.
Секрет дочитывания до конца в «Семени» — апокалиптический «крючок», когда начав с частного – какого-то одного дома, автор стремительно ведёт к общему – глобальному трындецу. Но может быть это обманка, и на самом деле ужас сосредоточен в локальном поле? Определенная интрига выдержана до последних строк, которые… узнаете сами.
Павел Давыденко, Дмитрий Лазарев «Антипка»
Рассказ в историческом антураже и со сказочным вайбом. Здесь не стоит спойлерить – в чём источник ужаса, пусть читатели сами его откроют в тот момент, когда того хотят авторы. Повествование как раз и цепляет непониманием на первых страницах – где же здесь запрятан хоррор? По начальным ощущениям – произведение из школьной программы, что-то про Царскую Россию и житие в ней простого народа. Но кошмары будут и еще какие!
Здесь объяснение попадания в сборник кроется в значительном интересе публики к ретро-стилистике. Это только кажется, что всем подавай только современность с ее высокими технологиями и проблемами, актуальными здесь и сейчас. А на самом деле не просто так широко востребованы те же кинематографические фольк-хорроры или бесконечно снимаемые экранизации «Дракулы». Многим нравятся старомодные кошмары, когда люди были куда более уязвимы перед дикой чертовщиной. Даже в фантастическом контексте у тогдашних героев не было мощного оружия, быстрых машин и подручных средств связи. Так что в плане прямого физического противостояния такие «древние» сюжеты зачастую воплощены ярче и острее.
В целом эффектная увлекательная история. Возможно, чуть инфантильная, но это в силу возраста главного героя и его дамы сердца.
Роман Смородский «Бесконечная охота»
Заснеженная жуть, сразу же обволакивающая леденящей атмосферой. Где-то на Севере матерый охотник уверенно идет на поиски очередного оленя. Но внезапно сталкивается с невообразимым ужасом, который не спешит разделаться с простым смертным…
«Бесконечная охота» впечатляет миксом нескольких страшных поджанров, каждый из которых хочется смаковать отдельно. Это не просто мистический кошмар, а во многом выживальческий триллер, где за главного героя крепко переживаешь и вне контекста сверхъестественных кошмаров. А повествование в целом круто работает как на физиологическом, так и на психологическом уровне.
Здесь четко реализован «эффект присутствия». Читатель впихнут в шкуру героя, с которым происходят внешние и внутренние метаморфозы. И когда завершаешь чтение, ощущаешь приятное возвращение из адской фантазии в наш «безопасный» мир.
Александр Подольский «Грязная кровь»
Сложно обозревать без спойлеров, придется говорить пространными намеками. В основе рассказа реальные события и чертовски известные. Хотя для тех, кто не интересовался деталями одной серии жутких преступлений, прямые аллюзии могут быть совсем неочевидными. И, возможно, так даже и лучше, когда интрига сохраняется почти до финала. Впрочем, и те, кто «сразу всё понял» будут удивлены, так как прекрасно помнят, чем всё закончилось в действительности…
Впрочем, при любом раскладе здесь невозможно абстрагироваться от исторических параллелей, так как автор указывает точные даты отдельных эпизодов «тру крайм», послужившего источником вдохновения для «Грязной крови». И поэтому при общей развлекательной направленности мистического рассказа, невольно вспоминаются трагические события ушедших дней.
Однозначно брутальный изящный жутик, больше в стиле условного «Матюхина», нежели «Подольского». Но помимо прямоходящих персонажей, здесь есть ещё кое-что дико-невообразимое, перед чем меркнут всякие там лесные душегубы. И сей крутой элемент отсылает к «космическому ужасу» сами знаете какого творца.
Василий Завадский «Отличный день для похорон»
С первых же строк цепляет проработанная матчасть, даже если всё написанное – не личный опыт, а фантазийное представление о богом забытом селе. Из вкусных деталей складывается картина адского местечка, выглядящего как депрессивная умирающая деревенька. Не будь в рассказе ярко выраженной хоррор-составляющей, просто описание похорон в чернушной атмосфере уже бы сошло за впечатляющий жутик. Но читателя ждет та еще умопомрачительная жесть.
Здесь реально не хочется грозить пальцем автору – «Ай-я-ай, зачем материшься?!». Крепкое словцо гармонично вплетено в диалоги и отменно работает на достоверность происходящего. Как и особенно хороши второплановые герои, выписанные яркими штрихами. Тут реально важен контраст между «городскими» и «деревенскими», как людьми из разных миров. Их невольное взаимодействие высвобождает страшную потустороннюю силу, голодную и беспощадную.
«Отличный день…» — почти идеальный мини-хоррор, в котором слились беспросветная бытовуха и сверхъестественный кошмар. По визуалу рассказ близок к сплаттерпанку, хотя и удерживается на условной грани «нормальности». Впрочем, особенно чувствительным читать не стоит. Хотя, когда сие предупреждение кого-то останавливало?
Лилия Гогошко «Голова мертвого бога»
Фантазии автору не занимать. Концепт гигантской мертвой головы, невесть откуда свалившейся на Землю и ставшей предметом фанатичного поклонения, реально удивляет. Здесь сразу же хочется дочитать до конца, в надежде получить какие-то разъяснения. Но рассказ идет иным путем, совмещая прикладные и сюрреалистичные ужасы и не стремясь раскрыть тайну, покрытую мраком.
Фактически мы воспринимаем происходящее через двух героинь, по разным причинам идущих к Голове, дабы та сотворила чудо. При том, что фактически человечество не вымерло, персонажи как будто пребывают в постапокалиптическом мире. Картинка чертовски депрессивная, пугающая всепоглощающей безнадегой.
Развязка понравится/не понравится в зависимости от того, что вы ожидали от зловещего повествования. По сути, здесь не про дотошный реализм и скрупулёзное выстраивание вселенной «мертвого бога». Скорее про сошествие в свой личный ад, возможно с легким проблеском надежды на спасение.
Катерина-Ксения Гашева «Обратный отсчет»
Внезапно отличающийся от общей стилистике сборника рассказ, в котором буквальные ужасы не происходят очень долго, практически до финала. При том это не традиционный слоубёрнер, где по мере движения вперед постепенно нагнеталось бы напряжение. Это достаточно сложное по восприятию повествование, с доминированием флэшбеков и сумбура.
Да, в развязке ясно, и зачем была нужна подобная стилистика, и прием «обратного отсчета». Но остается впечатление, что в небольшой истории тем не менее много всякого незначительного, как будто изначально задумка была масштабнее и тянула по хронометражу на повесть. В итоге же различные детали – просто детали, не двигающие сюжет и слабо влияющие на общую атмосферу.
Тем не менее стоит положительно отметить «фишку» рассказа, в которой заложены как хоррор, так и серьезная составляющая о тяжелой психической травме, которую крайне сложно излечить.
Александр Матюхин «Прячься!»
Квартирный ужас с лавкрафтианским вайбом и маньячным флёром. Молодой мужчина возвращается в отчий дом, где когда-то произошло нечто жуткое. Бродя по давно покинутому жилищу, парень вспоминает детство и родителей, оказавшихся в дикой ситуации. И по мере погружения в прошлое всё больше пугает настоящее…
Вот здесь изначальное беспокойство героя, исправно передаваемое читателям, постепенно переходит в режим паники. Квартира из унылой заброшки превращается в «филиал ада», сначала во флэшбеках, а потом и в настоящем времени. По аналогии с предшествующим «Обратным отчетом», сей рассказ тоже затрагивает потрясение в юном возрасте, оставившее незаживающую рану. Но у Матюхина куда более внятный кромешный хаос.
По совокупности мастерски написанный жутик, цепляющий с первой страницы и не раз дергающий психологически и визуально до развязки. И невольно заставляющий взглянуть на старый шкаф из вашего детства, если вдруг такой сохранился в квартире.
Иван Русских «Сказка мертва»
Апокалипсис завтра. Как знать, возможно конец света будет именно таким. Матушка-природа уничтожит человечество, а чудом оставшиеся в живых изничтожат друг друга. Но будет всё это медленно и мучительно. И самое ужасное, что погибнет много хороших людей.
Чудовищно жестокий рассказ. Действительно всеобъемлющий трындец на примере нескольких героев. Начавшись как фантастическая катастрофа, история стремительно превращается в плотоядный хоррор, на что есть намёк уже на первой странице. Но морально подготовиться к дальнейшим шокирующим событиям чертовски сложно.
Автор вообще на щадит читателей, когда слово «сказка» в названии кажется откровенной издевкой. Но фактически эта литературная жуть об утрате надежды, причем даже у маленького безгрешного человека. Хотя Homo sapiens – чрезвычайно выносливое существо. И жажда жизни – зачастую страшная всепобеждающая сила. А вот насколько при этом живуч разум – куда более сложный вопрос.
Пётр Перминов «Нисхождение»
Стопроцентно лавкрафтовский рассказ в лучшем смысле. Как если бы Говард Филлипс был «нашим» и писал про русскую хтонь. Здесь отлично работает форма рассказчика от первого лица, будто ваш знакомый сел рядом и начал буднично нести невероятную жуть. Собственно, чем был хорош и сам Лавкрафт, искусно погружавший читателей в «космический ужас».
Действительно, почему многим кажется, что самые страшные монстры обитают сугубо в иностранном кино и литературе? Вот яркий пример, когда посредством совмещения ядреной фантазии и отечественного фольклора рождаются крышесносящие образы тварей, живущих рядом с нами. В рамках малой прозы получился целый подземный мир, с которым лучше не сталкиваться.
«Нисхождение» определенно запоминается и вызывает желание почитать ещё «что-нибудь этакое, про чудищ, выползающих из недр». Причем родных, земляков, так сказать.
Олег Ушаков «Хромоножка»
Обманчивый жутик, показывающий изначально одно, но двигающийся в абсолютно ином направлении. В начале рассказа мама, папа и сын едут на базу отдыха. Семья проблемная, где то ли жена до неприличия ветренная, то ли муж маниакально ревнивый. Отчасти всё это будет иметь значение, но не в контексте главной сюжетной линии.
Фактически перед нами сюрреалистично-психопатическое полотно, в котором постепенно открывается истинная суть происходящего, чертовски неблагоприятная для главных героев. И надо отдать должное идее, которая не угадывается заранее, при всём опыте чтения хоррора.
Занятный параноидальный рассказ, для любителей «ничего не понятно, но очень интересно» на длинной дистанции. Впрочем, по концентрации ужаса в развязке — мало не покажется.
Роман Чёрный «Мёртвый час»
О юные годы чудесные! Но только не у героини рассказа, которая возвращается в заброшенный детский сад, дабы побороть закостенелые страхи. Через флэшбеки нам показывают жуткие события, пережитые девочкой под властью зловещей воспитательницы. Половину повествования теряешься в догадках: то ли имели место быть иррациональные события, то ли это отголоски глубокой травмы хрупкой детской психики. И как бы там ни было, страшно, аж жуть!
Весь хронометраж опутан атмосферным сумбуром, когда воспоминания переплетаются с реальностью, сливаясь в вязкий кошмар. Намеренно или случайно, но ощущается некая аллюзия на «Оно» Стивена Кинга, хотя мерзкого клоуна здесь нет. А есть убитое детство, которое навязчиво аукается героине, пока она не решится «закрыть гештальт».
С одной стороны – брутальное и тревожное повествование, а с другой – строго для ценителей общего адского вайба, а не детального объяснения происходящего. В целом тема раскрыта, но с весомой недосказанностью.
Заключительное слово обзорщика. В целом сборник произвел хорошее впечатление, а отдельные рассказы прямо-таки сильно понравились. Но ожидаемо не все, как ощущается из небольших отзывов на каждое произведение. Был определенный соблазн, из уважения к составителям «Твоих личных страхов» написать одинокого хорошо про все здешние хорроры. Но с другой стороны – зачем обманывать, если что-то не пришлось по душе. Ведь «страшная» литература бесконечно многогранна в жанровых оттенках, и по определению все её вариации не могут одинокого нравится конкретному читателю. Но в том и ценность жутких антологий, что в них обязательно найдутся именно «ваши» истории, к которым вы впоследствии еще вернетесь, желая вновь испытать удовольствие. И лично у меня таких здесь больше половины.
Добавить комментарий