Российских локализаторов всегда можно понять и простить. Нужно же как-то продавать независимые фильмы, оригинальные названия которых ничем не привлекают. Хотя, немало людей знакомы с религиозными учениями и хотя бы поверхностно вспомнят, что Азраэль (или Азраил) – это ангел смерти или ангел гнева, который помимо того, что уводит души в загробный мир, еще и воспринимается как мучитель грешников. Таким образом, картину И.Л. Каца изначально стоит рассматривать как нечто большее, чем потоковый экшен-хоррор.
На уровне пиара лента подается как парафраз «Тихого места», с другими монстрами и несколько иными обстоятельствами, но с явно схожим концептом. Играет на руку локализации и официальный американский трейлер, где «Азраэль» преподносится как динамичную погоню, в которой персонажи вообще не говорят, а громкие звуки привлекают человекоподобных чудищ. По внешней атрибутике таков фильм и есть, но при более глубоком осмыслении нащупывается иное трактование, от которого публике не уйти. Иначе финал спровоцирует возглас – «Да что это за бред?». А трэшевой чушью он конечно же не является, а говорит о том, что никакое это не «тихое место», как его пытаются впарить.
«Азраэль» — религиозное кино, что, впрочем, не мешает ему быть одновременно и зверским хоррором с многочисленными трупами и натуралистичной жестокостью. Причем следует понимать, что задумка не несет возвышенного духовного посыла, а скорее наоборот вещает о воцарении ада кромешного на Земле. Впрочем, смысловую нагрузку можно воспринимать по-разному, благо создатели не предлагают однозначный ответ. Но другое дело, что под давлением «большой идеи» сценарист и режиссер явно хотят, чтобы зрители не заморачивались на всяких «художественных условностях», которые обращают на себя внимание.
В одном из интервью постановщик Кац говорил, что действие происходит через 200 лет после Апокалипсиса, хотя в фильме это обозначено как «спустя долгое время». Здесь невольно возникает вопрос; откуда у сектантов автомобили из XXI века и бензин, если в мире уже веками нет какого-либо производства, а быт скатился к первобытнообщинному строю? То же касается и огнестрельного оружия в рабочем состоянии. При этом в середине хронометража есть эпизод, ставящий под конкретные сомнения глобальную катастрофу и передающий привет одному «лесному» фильму Шьямалана. Но в «Азраэле» не будет итоговых пояснений на сей счет, что еще больше расширяет возможные варианты трактовки происходящего.
Отдельно стоит сказать о главной героине в исполнении Самары Уивинг. Мы не узнаем какой-либо ее предыстории, кроме того, что у девушки были удалены голосовые связки. Но помимо отменной физической выносливости (ладно, спишем это на чисто «природные данные»), у нее явные специальные навыки, включая осмысленное обращение с автоматом, рукопашный бой и тактическое мышление в контексте боевых действий. Конечно, это тоже можно списать на «ой, сама научилась в процессе постапокалиптического выживания», но для большей реалистичности создателям стоило это как-нибудь объяснить, хотя бы коротким флэшбеком.
И здесь мы вновь упираемся в глобальный смысл фильма, нечитаемый до финала. Так-то в процессе просмотра сколько угодно можно ворчать, а-ля «сценарий написан в пользу героини, каждое конкретное везение могло быть, но не такая же их совокупность!». Но если, увидев концовку, мы свяжем ее в том числе с оригинальным названием и примем как должное, то формальное все вопросы окажутся незначительными. С другой стороны, часть въедливых зрителей всё равно не успокоится и заявит «Ну окей, говорите – ангел смерти, и вот это, что нам показали… Но как в деталях соотнести с…?», и множество «почему» вернется обратно.
Таким образом «Азраэль» — неравноценный симбиоз притчи и ужастика, который в первую очередь претендует на интеллектуальное высказывание, но по факту всё же оказывается динамичной мясорубкой с «вот это поворот!» в развязке. В любом случае, это самобытная картина, которой не нужны привязки к «тихим местам». Как жесткое впечатляющее зрелище фильм несомненно получился, ну а как серьезное размышление о сатанинских происках – лишь в самых общих чертах.
Добавить комментарий