Элла помогает своей больной матери доснять мультфильм в жанре кукольной анимации. Когда же она решается снять собственный фильм, используя для сюжета сказку соседской девочки, события выходят из-под контроля…
Хорошо, когда человек занимается тем, что любит. Роберт Морган делает покадровую анимацию, и делает её хорошо. Настолько хорошо, что даже решил снять мета-кино о тонкой грани между создателем-кукловодом и куклой-актером. Получилось талантливо и… жутко. По-настоящему крипово.
В моем детстве такие мультики называли вовсе не «покадровой анимацией», а «кукольными мультфильмами». От классических рисованных мультфильмов они отличались, как карамельки от шоколадных конфет — вроде и то, и то конфеты, но, если есть выбор, на тарелке ты всегда выберешь шоколадную. Так и с кукольными мультиками — они всегда стояли «на втором плане». Часто незаслуженно, ведь при внешней простоте они позволяли авторам создавать настоящие шедевры — вроде ‘Варежки» или «Чебурашки». Диковинное слово «анимация» было не в ходу — хотя в нем и кроется ужасный секрет фильма Моргана: «анимировать» — значит «оживлять». А значит работа покадрового аниматора — это не просто работа кукловода. Это настоящая некро-магия, оживление неживого. И фильм «Вуду. Шёпот мертвых» (в оригинале «Stopmotion» — «Покадровая анимация») как раз об этом. О том, что оживляя пластилиновые (или буквально склеенные из, кхм, нечистот и палок) фигурки, автор незаметно, кадр за кадром переходит в роль демиурга-некроманта. А с этим шутки плохи.
Главная героиня Элла под жёстким руководством матери отлично осваивает технику анимации, но не сильна в придумывании сюжетов — именно поэтому она так охотно образовывает нехороший тандем со стремной девочкой по соседству, у которой страшных историй — хоть отбавляй. Парадоксально, фильм испытывает те же проблемы — будучи очень убедительным на уровне картинки и звука, он значительно провисает по части сюжета — словно его сценарий писала сама Элла. Отсюда досадная вторичность — уж сколько мы видели таких историй про стремных девочек, которых никто никогда не видел с родителями. Фильм легко проходит мимо очевидных и многообещающих ходов — например, когда Элла в больнице машинально начинает потихоньку двигать руку коматозной матери, возвращая её к жизни её собственным искусством. Увы, этот фрагмент никуда не ведет. Да и любопытство зрителя — чем закончится история испуганной девочки и жуткого Пепельника, так и не удовлетворят. Да и надо ли? Особенно если вдуматься в то, что лица этих стремных кукол — новая реинкарнация кричащего лица с картины Мунка «Крик».
Видимо, каждому талантливому творцу нужна собственная стремная девочка, рассказывающая истории. Иначе самая талантливая лента превратится из «stopmotion» (покадровой анимации) в «stop motion» (остановку движения). А мы за то, чтобы страшные истории никогда не останавливались…
Добавить комментарий