Эта рецензия задумывалась как отрицательная и разгромная, но что-то пошло не так. В процессе написания я пересматривала некоторые фрагменты фильма, вспоминала другие подобные хорроры — и негатив плавно перетек в просто критику, с отчаянной надеждой на лучшее.
Итак, российский фолк-хоррор «Домовой» привлёк меня неплохим рейтингом, а также наличием Розы Хайруллиной в актерском составе. Больше никаких особенных ожиданий у меня не было, трейлера и отзывов я не видела, просто села смотреть. И как же меня порадовало начало.
Старая изба с красным углом и печью. Деревянные полы, самовар, блины с вареньицем… Здесь со старенькой бабушкой живут Варя и Арсений, а когда бабушка умирает, дети остаются сиротами и попадают в детский дом. Их хочет усыновить богатая семья, и с первого взгляда понятно — с новоиспеченными мамой и папой что-то не так.
Фолк-составляющая «Домового» довольно бесхитростная. Есть некий (старый дед) дух родового дома, чья миссия — помогать своим домашним, оберегать их от всяческого зла и при необходимости раздавать люлей плохишам, посягающим на семью.
Вот так многообещающе стартовав, фильм стремительно покатился в череду вроде бы осмысленных, но сумбурных событий, с сомнительными постановочными решениями и просто ужасающими, то есть, отвратительными, спецэффектами.
Именно это и стало таким разочаровывающим. Зритель скорее готов будет простить невразумительное начало, если к концовке фильм все же «расцвел», но не наоборот.
Не обошлось и без заимствованных сцен. Никогда не забуду, в какой ужас повергает эпизод из «Заклятия 2» со степенно вышагивающей тенью монахини на стене. В «Домовом» же подобный театр теней смотрится неубедительно. Как минимум потому, что, хоть Хайруллина вполне подходит для роли ведьмы, тень ее, мягко говоря, стебная, и может разве что развеселить. Как и пальба из заговоренного ружья по стенам.
Порой фильм проигрывает от того, что состоит только из стуков, шёпотов, вздохов и полунамеков, а зло так и не удаётся увидеть воочию. Но здесь не тот случай. «Крутизна» компьютерной графики видна уже на уровне постера, но в динамике — страшнее. И это угробило финал.
Почему же, несмотря ни на что и вопреки всему, этот фильм не так плох и заслуживает шанса? Я думаю, насмотревшись на некоторые поделки Подгаевского вроде «Пиковой дамы», «Яги» и «Невесты», на 100% состоявшие из заимствования, зритель на таком контрасте сумеет увидеть в «Домовом» что-то авторское и потенциально хорошее. Помимо исконно русской атмосферы в начале, это и выхолощенная обстановка в доме «идеальной» приемной семьи, и отличная игра актеров, особенно детей, что тоже подкупает.
Идут годы, а я, как и многие поклонники жанра, все жду и мечтаю, что однажды у нас снимут очередное «Прикосновение» — такое вроде бы простое, но неповторимое и до дрожи пугающее. А до сего светлого момента будто бы очень и очень далеко, но именно в этот раз мне захотелось поставить просмотренный отечественный хоррор на одну ступеньку выше предыдущих. Это даже какое-то чувство сродни отеческому, когда радуешься даже неумелым первым шагам ребенка, а точнее — радуешься любой фигне, ведь это «наше», чего уж там.
Страница фильма «Домовой» в КЛУБ-КРИКе
Добавить комментарий