Все кадры в публикации из фильма «Звездный разум» (примечание администрации)
Возродится ли Российский фантастический хоррор?
«Звездный разум» прошел настолько незаметно, что его мало кто сумел увидеть. Что весьма жаль, потому что лента в рамках своего жанра не так уж и плоха. Но прежде чем мы приступим к разбору, давайте вспомним вехи российского фантастического хоррора от девяностых до наших дней.
Прежде всего, конечно, на ум приходит «Подземелье ведьм» (1990 г.), хотя снят он был ещё при Советском Союзе, но в широкий прокат вышел уже в РФ, в 1992-м году. Эта фантастическая лента, снятая по повести Кира Булычева, позиционировалась в рекламной кампании как первый советский / российский фантастический триллер, а режиссер в интервью вообще назвал ленту полноценным хоррором. Отчасти это так, лента несет неочевидный градус напряжения, только, к сожалению, сделана она слишком неровно. Никак не смог режиссер выдержать всё в рамках строгой динамики, а спецэффекты и дизайн динозавров, увы, смехотворны. Этот фильм вчистую проиграл «Планете бурь» (1961 г.) буквально во всём, не говоря уж о визуальных эффектах «вчерашнего дня», хотя, конечно, вся группа честно старалась и есть в нем просто потрясные моменты, например, нападение женщины-робота.
Следующей лентой в жанре фантастического хоррора можно назвать «Аномалию» (1993 г.). Фильм снят по роману Клиффорда Саймака «Всё живое — трава», и в нем смещены акценты с притчи на хоррор, или даже триллер. Здесь угадывается почти с самого начала трагический исход судьбы главного героя (Юозас Будрайтис). И те же путешествующие по реальностям цветы, несмотря на расположение к людям, не кажутся вовсе некой созидательной силой, а скорее апатичной и равнодушной, способной на подстрекательство к убийству.
Отчасти фантастическими хоррорами можно назвать трэш-поделки Сергея Кучкова, будущего известного продюсера, «Монстры» (1993 г.) и «С ума сойти!» (1994 г.). В первом, непонятно по какой причине, фауна увеличилась чуть ли не до размеров Годзиллы и открыла охоту на людей. Однако этот трэш весьма симпатичен, в отличии от второго фильма, являющегося откровенной халтурой. Хотя пара хоррор-эпизодов способна впечатлить, например, с аллигаторами, рвущими людей. При весьма близком рассмотрении, эпизод этот оказался вставкой из некоей передачи, однако всё равно впечатляет.
Ну а следующие четыре наших фантастических хоррора; Отдай мою посадочную ногу» (2006 г.), «Пассажир» (2017 г.), «Спутник» (2020 г.), «Лачуга должника» (2017 г.) были сняты уже в наше время и несут его своеобразную печать. За исключением двух первых, в них преобладают достойные цифровые эффекты и дизайн персонажей на уровне, да и сам сюжет весьма увлекательный.
Переходим, наконец, к «Звездному разуму». Сюжет не блещет новизной. Земное общество истощила ресурсы, поэтому снаряжается корабль с экипажем искать достойную планету для переселения. Подобное мы видели в десятках фильмов, по большей части зарубежных. «Звездный разум» — попытка скрестить «Интерстеллар» с нечто вроде «Чужого» . Но несмотря на солидный бюджет и достойные спецэффекты, неплохие актерские работы по голливудским лекалам, опять получилось очередное кино категории «B». Виной тому, вероятно, клишированный и схематичный сценарий, с большими провисами в сюжете. Сам инопланетный монстр сделан достойно, но история с ним словно вставной, надуманный эпизод, ведь кино-то по большому счету совсем о другом.
Как видим, после «Лачуги должника» прошло немало лет, и российский фантастический хоррор — явление по прежнему редкое, почти единичное. Но я думаю, что надежда на возрождение данного жанра все же есть. Ведь даже в вышедшем недавно «Сто лет тому вперед» вставлено немало хоррор-мотивов. За что можно похвалить «Звездный разум», так это за то, что мотивация у монстра совсем иная, чем у «Чужого», то есть не просто кушать, поддерживая свой монструозный баланс. Слава Богу, что авторы сделали его линию в русле метафизической и даже мифологической тайны, что явно пошло фильму на пользу.
Закономерный вопрос, вынесенный в подзаголовок, Возродится ли Российский фантастический хоррор, остается открытым и актуальным. Что-то в этом жанре снимается, хотя до больших экранов доходят единицы подобных фильмов. Российское Кино о космических монстрах конечно сдало позицию, но ведь это не означает, что надежды нет. Так что «Звездный разум» — робкий шаг в сторону подобного направления, но хорошо, что он хотя бы сделан.
Несмотря на все недостатки это тем не менее первая и честная попытка снять достойный фантастический хоррор.