Другая Франция. Без Эйфелевой башни, Лувра и круассанов. Необычный, но мрачный многоквартирный дом в пригороде столицы, как будто населенный неблагонадежными людьми. Но на самом деле это такие же официальные граждане, просто далекие по облику от «рекламных счастливых французов». Простые работяги с обликом «понаехавших» (арабы, негры), но возможно родившиеся именно здесь (ведь не только США – страна эмигрантов). И один из таких жильцов, молодой Калеб, притаскивает в квартиру экзотического паука, так как с детства увлечен всевозможной фауной. Ну а насекомое оказывается жутко ядовитым и страшно плодовитым. И вот народившиеся пауки заполняют всё пятнадцатиэтажное строение. А прибывшая полиция объявляет карантин и блокирует выходы…
Пролог четко обозначает «про что» и «как» будет снято. Где-то в дикой природе охотники за наживой вылавливают опасных членистоногих, чтобы продавать их в Европе всяким любителям экстрима. В процессе сбора «товара» мини-отряд несет потери, показывая, что в будущем ждет и беспечных «клиентов». А далее, уже во французском многоквартирнике, зритель получает внезапно длинную экспозицию, говорящую, что «Паутина страха» — это не только хоррор, но и социальная драма.
Сложно сказать, насколько режиссер Себастьян Ваничек вдохновлялся знаменитыми «Паразитами» южнокорейского коллеги Пон Джун-хо, но, скорее всего, идентичность оригинальных названий не случайна. На протяжении всего хронометража сквозит мысль, что жильцы злополучного дома нужны только сами себе. А для внешних властей они – лишь головная боль, когда возникают какие-то проблемы, на которые «начальство» обязано реагировать в рамках действующего законодательства. В остальном же, пользы для французского общества от этих квартирантов как будто и нет никакой. Варятся они в собственном соку, торгуют ворованными вещами и наркотой, ну и пусть и сидят в своём муравейнике! Поэтому, когда в критической ситуации полиция не дает им покинуть дом, то вообще не парится по поводу жизней «ненужных» людей. Именно так подаются события в «Паутине страха», как глазами жертв, так и, по большому счету, с точки зрения силовиков.
Вот здесь и задумываешься; о чем же на самом деле снял фильм Ваничек? Насколько многочисленные хоррор-сцены – действительно жанровые атрибуты, а не замаскированные метафоры? Тем более, что обращает на себя внимание аллюзия на «Таксиста» Мартина Скорсезе в одной из сцен, подчеркивающая серьезность смыслового посыла в целом. Формально большая часть картины – явный зоохоррор, где люди в прямом смысле сражаются с полчищем пауков, но в то же время, когда экшен набирает обороты, кажется, что в плане детализации, постановщику он не особо интересен. Важнее визуальный сумбур, атмосфера безумия, когда герои уже сами плохо понимают – что вообще происходит, и инстинктивно пытаются спастись то ли от насекомых, то ли от полицейских, которые не церемонятся ни с людьми, ни с пауками. И финальные кадры подтверждают, что нашествие пауков – лишь катализатор наболевших проблем, как конкретных людей, так и общества в целом, о которых хотел поговорить режиссер.
Таким образом, «Паутина страха» в большей степени не для любителей акцентированного зрелища с красочными спецэффектами, а для поклонников мрачных драматических триллеров про «подумать» о том, в каком несовершенно-кошмарном мире мы живем. В том числе и в формально благополучной Европе, где за красивым фасадом сокрыто множество несчастных личностей. Пусть по самым разным причинам, в части которых вина самих людей, которые выбрали соответствующий образ жизни. Но иногда «отщепенцев» в одном месте становится так много, что властям проще спалить «паразитник», чем разбираться в причинах его возникновения. И что это, если не гуманитарная катастрофа?
Добавить комментарий