Российские умные хорроры и что такое Персонификация?
Итак, перед нами первая главная роль восходящей звезды Анны Пересильд. Что можно сказать; полномасштабный сценический дебют вполне себе удался, юная актриса в сюжете о пубертате и раннем взрослении играет мощно. Похвалив Анну, перейдем к разбору сюжета; кроме мистики присутствуют хоррор-моменты, заставляющие вздрогнуть, что уже немаловажно. Однако хоррор в этом фильме имеет несколько иное происхождение; он не кровавый, не голливудский, он — умный. Он здесь где-то на уровне мозговой подкорки, к тому же выворачивающий стандартные представления наизнанку.
Опять же немаловажно, что режиссер — женщина и снимает видимо то, что ей действительно близко. Сама девочка с неоднозначным именем Тибра — нервный, ершистый комочек, взрослеющее деревцо, она показана очень неоднозначным персонажем. Её страхи, её метания, первые осознанные чувства к мальчишкам, всё показано с чувством такта и женской рассудительностью. Однако врывается в жизнь ребенка зловещая мистическая сила, и здесь идет явная аллюзия на «Снежную королеву» с периодически заглядывающей в окно самой же Тиброй, точнее её мистической персонификацией.
Фильм этот о внутреннем сложном мире взрослеющего ребенка, стоящего на границе разных возрастов? Не совсем. Скорее он напоминает религиозную фреску об утекающем времени. Нам преподносят сюжет о том, что даже детство куда как скоротечно. И все ужасы происходят не от внешних факторов, а скорее от не имеющего четких границ особого и четкого внутреннего наполнения. Да, чаша души ребенка переполнена до краев, девочка рвётся дарить эту свою особенную переполненность, но сталкивается с жестокой действительностью, также имеющей свои особые законы, наряду с потусторонним миром. А персонифицированная душа альбиноски, презираемой всеми сверстниками, всё заглядывает и заглядывает в окна хозяйки; периодически повторяясь, этот нехитрый прием пугает до безобразия.
Наши хорроры умеют пугать не пролитыми реками крови, а, казалось бы, вроде бесхитростными вещами, на которые иной обыватель и внимания бы не обратил. И здесь в этом тонком, с массой нюансов, фильме очень много идет от классической советской школы кино, где пугали в том числе и юных зрителей, но пугали так тонко, что диву даешься. И да, это тоже хоррор, но всё же его природа иного рода. Он не предназначен чисто напугать, он метафизический, выходящий за грань чьего-то понимания.
В финале и сама Тибра, и ее приобретенный друг, пытаются убежать от жестокой реальности и чуть было не гибнут в объятиях разгулявшейся стихии. И хотя девочка понимает, что возвращение в отчий дом не сулит ничего хорошего, тем более там её поджидает зловещий до икоты персонифицированный призрак-двойник, она предпочтет возвращение. Что ж отрадно, в последние годы стало появляться очень много претендующих на умность хорроров с бесценным внутренним наполнением. Конечно «Тибру» нельзя назвать шедевром, скорее это некая переходная форма, и еще полусырая фреска, где идет поиск пути. Самого, видимо, верного, но всё же по какому из путей двигаться нашему хоррору дальше? Однако таких вариантов уже несколько. Мистическая фреска, подобная «Тибре», где хоррор упакован в аллюзии и иллюзии, и непонятно — как на него вообще реагировать? Кровавая вакханалия с литрами искусственной крови и откусанными конечностями? Ну да, путей много, и каждый из них по-особому хорош. Но реально примечательна в этом выборе дорог зловещая персонификация, обращение личности как к темной, так и светлой стороне, что порождает немалое количество вопросов и мистических аллюзий.
Добавить комментарий