Ко многим новым фильмам стоит относиться снисходительно. Иначе можно собственноручно угробить удовольствие от просмотра. Сейчас речь идет о неизбежных сюжетных заимствованиях и стилистических подражаниях. Так, если быть скептически настроенным, уже с первых кадров «Спящих псов» можно начать брюзжать. Ага, герой Рассела Кроу повсюду вешает «напоминалки»? Ну так это они содрали с «Мементо» («Помни») Нолана! Так, у центрального персонажа амнезия и, типа, деменция? Плагиаторы, ведь совсем недавно выходил «Отец» с Энтони Хопкинсом! А еще герой Кроу – «крутой», со спецподготовкой и старческим сумраком разума? Понятно, нерадивые создатели посмотрели «Флэшбек» с Лиамом Нисоном, который в свою очередь – ремейк бельгийского фильма «Синдром Альцгеймера». А в «Спящих псах» как раз открытым текстом говорят, что у отставного копа болезнь Альцгеймера! Всё, круг замкнулся, новинку на свалку. Более того, если досмотреть «Спящих псов» до конца, то «неожиданная развязка» может окончательно пришибить въедливых киноманов. Ибо это было уже не раз, не два и не три. А что именно, …всё же воздержимся от убийственных спойлеров.
На самом деле стоит приглушить в себе все эти «глубокие познания» и просто насладиться крепким фильмом, который пусть и соткан из множества себе подобных, но всё же вполне хорош сам по себе. Вообще, почему зрители возьмутся за просмотр сей картины? Потому что в главной роли актер, любимый миллионами. Для массовой аудитории здесь просто нет иной причины, так как у руля неизвестный режиссер, а заявление в трейлере «по мотивам бестселлера» также мало кого впечатлит. Вся ставка на то, что «лауреат премии Оскар в детективном триллере. Смотрите потенциально увлекательное кино с выдающимся артистом». Ну и в реальности «Спящие псы» — кино именно для поклонников Кроу, которое в первую очередь хорошо благодаря его яркому исполнению. Но, благо, это не единственное достоинство ленты, так как сценарий если и не блещет абсолютной оригинальностью, то исправно работает для любителей мрачных запутанных историй.
Картина даёт ровно то, что обещает. Отставник Рой Фримен возвращается к расследованию старого дела, внезапно ставшего актуальным, попутно борясь с тяжелым недугом. Его цель – добиться правды, так как осужденный, ожидающий смертной казни, возможно невиновен. Ну а герою Кроу к тому же врач посоветовал заниматься активной умственной деятельностью, чем как раз и является следствие. Занятно то, что Фримен даже не помнит – насколько хорошим полицейским он был. Но, как говорится, колоссальный опыт не пропьешь, и он всё равно подспудно остается с тобой, что бы не творилось с мозгами в настоящее время. И Фримен, как в лучшие годы, упорно копает и раскапывает всё больше и больше…
В фильме почти нет экшен-сцен, и кровавых кадров четко столько, сколько нужно для раскрытия сути. Визуальная жесть – это преимущественно флэшбеки, которые фрагментарно вспыхивают в голове Фримена. Погрузившись в дело, он непроизвольно вспоминает место преступления и отдельные детали. До поры до времени пенсионеру никто и не мешает, пока он не находит кое-что опасное для живущих и здравствующих фигурантов расследования. И вот тогда «триллер» переходит из обрывочных воспоминаний в настоящее время.
К финалу можно отнестись по-разному. При малой насмотренности он может показаться чем-то умопомрачительным и субъективно возвести «Спящих псов» в ранг выдающихся жанровых картин. Но де-факто, как было сказано в первом абзаце, подобный «финт ушами» уже проворачивали многие творцы. Объективно, фильм Адама Купера – просто качественный зловещий детектив, без амбиций шедевра, но добротный по всем атрибутам в своей жанровой категории. Разве что есть некая печаль, что это вновь не фееричная по восприятию роль легендарного «гладиатора», пусть и классно исполненная. Хочется верить, что Рассел Кроу еще покажет себя во всю мощь таланта, и сыграет в по-настоящему великолепном проекте, достойном неоднократного просмотра.
Теперь даже любопытно, что там за финт ушами в конце)