Возвращение к теме страшного язычества в российских хоррорах.
В связи с выходом российского хоррора, в формате сериала, «Страх над Невой», эксплуатирующего тему страшного язычества, неплохо вспомнить и прежние малочисленные попытки нашего кино поднять эту тему. Самым первым был фильм совместного американского и советского производства «Феофания, рисующая смерть» (1991), где действие происходило на стыке христианских и языческих времен. Фильм определенно неплохой, во всю пытавшийся представить более голливудский стиль ужаса, чем советский, и имевший ряд по-настоящему страшных сцен. Но, к сожалению, к месту и не к месту внедряемое авторами эстетство, описательство быта, обычаев древних славян, тягучая динамика не сделали картину событием. Совсем вскользь затронул языческую тему ироничный ужастик «Люми» (1991).
Следующий фильм на эту тему «Штольня» (2006), снятый не в России, а в Украине, также событием не стал, ибо подавал тему чересчур однобоко, в духе лихого молодежного ужастика/ боевика с полным набором штампов. Разочарованием стала и совсем недавняя «Черная гора» (2022), где тема прорывающего в современный мир язычества подана совсем уже бездарно. И вот, наконец, можно сказать, что появился фильм, где соединены многие компоненты, пусть не совсем органично, но захватывающе.
Потратить на данный сериал время стоит, сразу скажу — тут многожанровый микс. Страшные секты, таящиеся в глуши российских лесов, ледяной, местами прямо-таки берущий за горло саспенс, убийца-одиночка, беспощадный и неуловимый, и прочие вкусности жанра. Изображение подано в монохромных тонах, как стилизация под старую советскую пленку. У зрителя определенно возникает эффект погружения в давно минувшую эпоху, чего так не хватало в прежних фильмах на соответствующую тематику. В советское атеистическое время любили делать хорроры, в кавычках конечно, на антихристианскую тематику. Это «Армагеддон» (1962), «Тучи над Борском» (1961), «У призраков в плену» (1984), но языческая тема если и затрагивалась, то лишь только в сугубо исторических фильмах, либо в фильмах-сказках, былинах. Языческая тематика, особенно в формате эстетики малых народностей, для создателей кино хорроров, конечно, «клондайк». Тут тебе и самобытные чудовища, и ужасающие ритуалы. В общем, развивай не хочу. Недавно не без успеха прошел якутский «Иччи», своеобразная первая ласточка фильмов подобного формата .
Языческая тематика, хоть славянская, хоть относящаяся к малым народностям и этносам, требует все-таки исторической точности и бережного талантливого воплощения. Нельзя обходиться здесь без консультаций профессиональных историков и погружения в материал, иначе так и будут возникать суррогаты, подобные «Черной горе». «Страх над Невой», к счастью, показал хороший уровень, бережное отношение к материалу, динамике и визуальному ряду, что не может не радовать. Мы с большой надеждой ждем от создателей сериала новых откровений в теме исторического хоррора.
Добавить комментарий