


|
||||
|
Какая сладость, эта ваша кровавая гадость! — обзор хоррор-антологии «Рыжая обложка» (2023 г.)
В подобных антологиях крайне важно честное предисловие. Написанное смачно-бесстыжим языком, который сразу отсечет нецелевую аудиторию. Саша Сордо четко дает понять, что неженкам здесь не место. Это чтиво для художественно-кровожадных фанатов экстрима, которых кто-то, конечно, посчитает оголтелыми отморозками, а-ля «как один социально опасны и по каждому плачет тюрьма». Но на самом деле, навешивать ярлыки за вкусы – последнее дело. Как было сказано в недавнем каннском триумфаторе «Анатомии падения»: Да, вот такое бодрое начало было у моего обзора, пока я не начал читать сами рассказы. И я быстро понял, что не смогу кратко отзываться о каждом из них в едином стиле. Ибо возникали слишком разные впечатления. Где-то хотелось просто шутковать, чуть ли не материться, под стать конкретному автору. А где-то требовалось говорить вполне серьезно. Посему получилась у меня сборная солянка из мыслей и чувств, как естественная реакция на чумовую антологию.
Первый рассказ – с места в карьер. Секс и насилие в крайней форме. Без стеснений и метафор. Просто лютый звездец, по ощущениям написанный за один присест, и не особо редактируемый для чистовика, в плане «художественных приличий». Три отдельные ядрёно-кошмарные истории, которые внезапно связывает между собой финальная четвертая. Какого-либо смысла в «Дьяволе…» нет, просто оголтелая развлекуха. Причем особо примечательна в этом плане вторая новелла, сделанная в откровенно черноюморном ключе. Вадим Громов явно просто оттянулся по полной, так как в его творчестве хватает куда более сильных произведений. А «Дьявол…» — действительно сугубо сплаттерпанк, бьющий прямо в лоб, и ни на что больше не претендующий. Это было бы смешно, если б не было так страшно… По сути – юмореска, выполненная как в стилистике насильственного гротеска, так и глумящаяся над формально недопустимой темой «ограниченных возможностей». Хотя, какие-либо «рамки» в литературе и кино всегда были условной и переменной величиной. Если в знаменитой комедии «Тупой, еще тупее» зритель смеется над тем, что «слепому мальчику подарили мертвого попугая, а мальчик подумал, что попугай просто тихий и спокойный», то, наверное, и нет «чего-то такого», чтобы сделать в хоррор-рассказе безногого пьяницу ироничным героем-садистом. История не гомерически ржачная, но читаешь ее с улыбкой, которая расширяется на последней фразе. Есть ли в рассказе посыл? Ну, разве что на х…
Сразу удивляешься эпиграфу. Ремарк говорит о своей любви к Марлен Дитрих. Ха, это точно рассказ для «Рыжей обложки»? Смотришь на строчки дальше – о, да, несомненно, оно. И вскоре физически ощущаешь – как больно это читать! Как будто это делают буквально с тобой. А что именно – даже словами не передать. Самое невинное сравнение, это совокупное творчество Дэвида Кроненберга, и особенно его последний, на данный момент, фильм – «Преступления будущего». Но это сверхлайтовая аналогия. Что же до более приземленной параллели, то «Абсолютная страсть» — это пыточное порно, в котором его участники отнюдь не страдают. Наоборот, они жаждут запредельных истязаний, которые, надо сказать, описаны достаточно поэтичным языком, если подобное определение применимо к творимому хирургическому непотребству. И это всё охереть как мягко сказано. А финальное читательское ощущение – как бы мне это забыть, особенно про член… Серьезная такая социалка, попадающая в тематику сборника из-за пары-тройки натуралистичных сцен. А в целом – грустный драматичный микротриллер про «маньяка среди нас», в рамках городского района. О героях, по сути, мы узнаем очень мало, но достаточно для ситуационного маленького хоррора, где события стремительны и не содержат ничего личного. По сравнению с предшествующими рассказами антологии, «Монстр» — достаточно «мягкое» произведение, в плане визуализации жести. Но здесь тот случай, когда истинный ужас сосредоточен в последнем предложении. В нем всего два слова, и это чертовски выразительная финальная точка, в контексте показанного кошмара. Невольно вспоминаются «Мученицы» Паскаля Ложье. Деловое пособие о том, как фирме достичь успеха. Почти близкое к реальности, если истолковать происходящее, как оголтелый стёб. Хотя можно воспринимать и просто как лютую жесть, без аллюзий на что-то злободневное. Просто маленькая злобная контора, в которой работают отпетые психи-извращенцы, придаются кровавой оргии, выдавая ее за необходимый бизнес-процесс. Картинка просто запредельная, с не менее кошмарным «логическим обоснованием». Из возможных источников вдохновения приходит на ум «Общество» Брайана Юзны, но там всё куда «приличнее». И даже если всё это лишь художественная фантазия, чисто ради развлекухи, то всё равно обращает на себя внимание прямое упоминание одной реальной известной компании. Ну, не то, что автор «что-то знает», скорее это просто его личное отношение к ней. Как и к роману-бестселлеру, фигурирующему в предпоследнем абзаце. Не столько визуальная, сколько смысловая жесть, «ударная» по концовке, но слишком поверхностная, если рассматривать рассказ как серьезную душераздирающую драму. Да, понятно, что все жестокие поступки главной героини – это следствие жуткой психической травмы из детства. Но всё же сюжет слишком уж просто сводится к внезапно сработавшему триггеру. Повествование как раз мог бы украсить «натурализм», как у большинства рассказов сборника, и перетянуть одеяло на себя. Но поскольку его почти нет, то невольной обращаешь внимание на психологическую подоплеку событий. И здесь, при общем понимании – а почему всё так, слишком мало трагической убедительности в том, что в душе героини много лет взращивался монстр, способный на хладнокровные злодеяния. Мясная жесть вернулась. Здесь практически непрекращающаяся цепь всевозможного насилия. Ну и мата, под стать названию. Сразу напомнило «Слякоть» Подольского, в силу сельской местности и напрочь отбитых «русских редников». Читается без каких-либо попутно возникающих мыслей, за исключением – «ну да, и в жизни, увы, встречается такая вот отморозь». Мясилово ради мясилова, пусть и с «внезапным поворотом» в развязке, но в целом – просто оголтелая мясорубка.
Поэтичный фарш. Начиная вкушать, искренне любуешься изящным слогом. А потом вдруг морщишься от отвращения. Тот случай, когда невыносимая жестокость гармонично соседствует с утонченным изложением. А-ля «читать невозможно, но и оторваться нельзя». Плюс рассказ, по сути своей, глубоко трагичный, что также добавляет ему очков. Этакая жемчужина жести, к которой захочешь вернуться спустя какое-то время, несмотря на чудовищные сцены медленного садистского убийства. Фееричная словесная грязюка! Цепляющий трындец в форме чата. Начинаешь читать инет-диалог неких днищенских гопников… и не замечаешь времени. Это бесспорно выигрышный литературный формат, когда выписаны характеры собеседников и остра сама история. Конечно, происходящее – сплошное «мясо», но, с другой стороны, может быть, это просто словесные бредни анонимусов, и никакого насилия в реале нет. Впрочем, есть в «Ананасах» что-то такое, что заставляет тебя поверить в творящийся ужас, что и начинают так или иначе признавать «чатнутые». Ну а финал можно воспринять и как жирную точку, и как пространное многоточие… Настоящая история Барби и Кена. Не киношно-кукольная, а вся правда жизни, где Кен – маньячина, а Барби – мученица. Это вам не розовая карамель, а конкретный жесткач, с болью и кровью. Конечно, это черный юмор такой, но с четкой мыслью о том, насколько можно поехать головой, оказавшись в кромешном аду. Хотя именно сумасшествие облегчает страдания, заставляя думать, что ты живешь в сказке, пусть несколько жутковатой, но всё равно милой и романтичной. Интересно, что бы сказали Марго Робби и Райан Гослинг, очутившись в «Доме мечты»? 😊
Семейная драма. Ну такая, крышесносящая. С грязным сексом и чудовищными смертями. Первосортная русская чернуха (комплемент, если что), но как будто происходящая вне времени и пространства. Инфернальный остров ввергает в депрессию, и его жители – как будто покойники. Не просто давно умершие, но и сгнившие. Но при этом почему-то ходящие, говорящие и творящие запредельное зло. Причем изложено так щемяще, что главных героев искренне жаль: Митю, его сестру Лену и их маму. Процесс распада ячейки общества показан в печально-кошмарном ключе. И несмотря на все атрибуты сплаттерпанка, «Митин остров» воспринимается как античная трагедия. Сильная работа. Этакая «Кровь»» Брэда Андерсона в российских реалиях. Хотя не исключено, что автору это кино абсолютно незнакомо. На самом деле сюжет об обезумевшей от горя матери, любой ценой пытающейся спасти смертельно больного сына, лежит на поверхности. И его развитие в рамках вампирского хоррора также вполне закономерно. Впрочем, финал реально аховый, не вписывающийся в рамки традиционного ужастика. И в целом у Яны получилось сильнее, чем с «Хлоркой» в этом же сборнике, о которой рассказывалось ранее.
Это прямо исчерпывающий ответ на просьбу – «Покажи мне настоящий АД!». Поначалу кажется, что это бескомпромиссная сплаттерпанк-вариация на тему российского хоррора «Рассвет» Павла Сидорова или же его новеллизации от Олега Кожина. Но по мере чтения понимаешь, что это просто за-гранью-добра-и-зла-фантазия на тему уму непостижимого ужаса. В мозгу также невольно всплывают аналогии с творчеством Лавкрафта и Кроненберга, но эти выдающиеся ребята не доходили до ТАКОГО кроваво-спермового звездеца. Написано классно, с точки зрения детализации картинки, слов нет. Но читать «На дне…» смогут лишь те, кто готов опуститься на самое очумело-мясницкое дно.
Фекальный хоррор, уж простите за прямоту, ибо по-другому его не назвать. Причем начало ничто не предвещает. Кажется, что это будет этакое порно, скорее всего, со смертельным исходом, но всё же не про испражнение. И тут – на тебе, кучи кала в кадре 😊 При этом в повествовании смутно прослеживается некая мысль о бренности бытия, но она слишком залита дерьмом. Субъективно, сложноперевариваемое чтение, поражающее своей каловой формой. Ну, хоть девчонка в рассказе есть красивая, но и ее автор смешает с чем-то отвратным. На этот шоковый рассказ я уже писал объемную рецензию, поэтому здесь ограничусь основными тезисами. «Колечко» — произведение-предупреждение, которое, дай Бог, огородит кого-то от опрометчивых знакомств, заканчивающихся надругательством. Причем форма изложения такова, чтобы глаза на лоб полезли и не было никаких сомнений, что в реальности так и будет, если не еще хуже. Здесь даже не кажется, что краски сгущены. Если даже физические истязания будут не в такой жуткой степени, то психика точно необратимо съедет набекрень. И посему неудивительно, что если жертве все же удастся ответить, то эта самая «ответка» всадит выродкам по самые помидоры…
На последнем рассказе мой мозг сломался. Финита ля комедия. Понятно, что это задумывалось, как гомерически смешная юмореска, но… собачки, кошечки, курочки, свинюшки…ой, всё! И дело не в том, что я — ярый защитник животных. Видимо просто зоофилия и некрозоофилия – уж совсем не моё. Да, стоит отдать должное автору за легкий слог, когда летишь по строкам, но содержание меня выморозило, что бы это не значило. И на самом деле я открыл кое-что новое в себе. До «Самого лучшего в жизни» мне казалось, что в литературе для меня не существует границ. А тут – на тебе, меня шокировали всего лишь какие-то свинотрахи.
Да, авторы – не психи… но это не точно. Подтверждаю успокаивающие слова Марии, так как тоже лично знаю отдельных хорроррайтеров … и пока еще жив. «Рыжая обложка» стала для меня уникальным литературным опытом, так как никогда не читал столько шокирующих рассказов подряд и за относительно короткое время. Хочу ли я еще чего-то подобного прямо сейчас? Ох, нет, пока достаточно… А вернусь ли к чтению подобного? Конечно. Нужно же хоть иногда уходить в зону комфорта от новостной повестки, дабы не сойти с ума. |
|||
|
Добавить комментарий