
«Неумирающий питомец – твой новый друг! И он переживет тебя и твою семью!»
Что сразу же вспомнилось, как только началась пиар-кампания нового хоррора «М3ГАН»? Конечно же «Детские игры»! Причем не классический первоисточник Тома Холланда, а ремейк 2019-го, где кукла Чаки предстала в виде робота, а не пупса старого образца. Вот и здесь главный злодей – высокотехнологичная игрушка, разве что не «мальчик», а «девочка», но такая же злобная и жестокая. Выяснится это, конечно, не сразу, но сведется в итоге всё к той же старой доброй резне. И пусть фактически «М3ГАН» не имеет официального отношения к франшизе «Child’s Play», но реально подражает похождениям Чаки-убийцы.
На самом деле кажется странным, что культовый хоррормейкер Джеймс Ван взялся мало того, что за откровенно вторичный, там еще и за недавно переснятый концепт. Впрочем, опытный кинематографист явно «что-то знал», так как «М3ГАН» в мгновение ока взорвала мировой прокат. Причем если начать обвинять Вана в слабости постановки, он легко защитится – «так это же не я буквально снимал, я всего лишь продюсер». Таким образом, если что, все шишки летят на голову малоизвестного Джерарда Джонстоуна, а Джеймс потирает ручки и уже планирует сиквел, вновь только в качестве спонсора и автора идеи.
Вообще есть стойкое ощущение, что Ван изначально понимал, что скрипт получается «так себе», при том, что уже ранее работал со сценаристкой Акелой Купер («Злое»), и потому не заинтересовался собственноручной постановкой. В формально простой истории, где Джемма – инженер-разработчик современных игрушек, притащила домой опытный образец куклы, оказавшейся взбесившимся терминатором, слишком много логических дыр и художественных условностей. Смертоубийственная эволюция самообучающегося андроида не поддается объяснению. Понятно, что так нужно в плане «ужасного» развития истории, дабы куколка Меган превращалась в «кровавого маньяка», упивающегося насилием. Но почему на программном уровне в детской игрушке допустили «целенаправленную жестокость» — так никто и не ответит. В этом плане в ремейке «Child’s Play» было объяснение, что Чаки научился кошмарным вещам, просто смотря по сторонам и в телевизор (серьезный упрек «цивилизованному» человечеству). В «М3ГАН» же андроид, который по определению должен быть только добрым другом ребенка, по мере накопления житейского опыта превращается в умного, циничного и беспощадного монстра. Можно, конечно, допустить, что это тоже злободневная сатира на мир, обреченный на самоуничтожение. Но в таком случае она обоснована только допущением, что «люди – отвратительные злобные твари по сути своей, и искусственный интеллект, созданный ими, в принципе не может быть добрым и созидательным». И подобный глубокомысленный вывод можно сделать, если искренне считать, что Ван никак не мог приложить руку к «пустышке», и искусственно придумывать смысл аляповатой истории.
Куда более интересен иной смысловой посыл, также реализованный крайне поверхностно, но по крайне мере четче прослеживаемый. Главная героиня, вынужденная стать опекуном сироты-племянницы Кэди, на самом деле не хочет заботиться о ребенке. Пусть она об этом не говорит прямо даже самой себе, но по максимуму отстраняется от девочки, буквально заменяя себя «умной игрушкой». И таким образом наглядно показано, что без родительской заботы Кэди попадает в «плохую компанию» механического чудища с ангельским личиком. Андроид М3ГАН не только сам по себе воплощение порока и запредельной жестокости, но и жесткий воспитатель, учащий плохому и ломающий юную душу.
В целом, все вышеуказанные умные мысли идут фоном, так как главное в «M3GAN» — естественно хоррор, пусть и адаптированный под рейтинг PG-13. Но в плане ужасов кино это крайне неторопливое и неповоротливое. Внушительная часть хронометража – это прелюдия к кровопусканию, когда мы наблюдаем, как кукла становится всё более умной, девочка всё больше привязывается к ней, а создатели андроида необоснованно упиваются мнимым успехом, особо не пытаясь держать революционную разработку в тайне. Когда же, наконец, начнется насилие, визуально оно будет сильно смягчено, в силу упомянутого возрастного ценза, и пугать разве что дикими ужимками робота перед убийствами. Надо отметить, что кривляния М3ГАН – занятная фишка, но опять же логически не обоснованная (почему у детской куклы такие телесные возможности, не похожие на милый танец?). Это конечно можно списать на «программный сбой», как, впрочем, и всё безумие киборга, но для хорошей истории это откровенно провальное объяснение.
Таким образом, фильм лишь обозначил проблему замены любви суррогатом бездушной механической опеки, но не смог ее внятно раскрыть. Получился лишь стерильный скучноватый жутик, с неплохими спецэффектами (визуально образ M3GAN достойно проработан, этого не отнять), но с отсутствием настоящей жести и сильной смысловой нагрузки. Да, массовой аудитории фильм зашел, потому что как раз «красиво, с дозированной жестокостью и не грузит мозги», но с точки зрения хоррора, как искусства, хоть в стилистическом, хоть в интеллектуальном ключе, это пресная посредственность.
Страница фильма «М3ГАН» в КЛУБ-КРИКе
Добавить комментарий