Драматический зоохоррор. По мотивам одноименного рассказа Валентина Распутина.
«Продается медвежья шкура» — второй на моей памяти советский фильм, где использованы мотивы зоохоррора, причем уклон, конечно, идет более в драму, нежели в ужасы. Распутин в своем рассказе развивал мысль о недопустимости легкомысленного вторжения человека в природу, и авторы фильма также в экранизации вторят этой мысли. Тем не менее, вольно-невольно, но фильм, не отходя от канонов философской драмы, неожиданно сворачивает на особую стезю жанрового кино, о чем мы и поговорим.
Помню, мне было крайне сложно даже «Злой дух Ямбуя» признать хоррором, хотя были многочисленные отзывы критиков, в том числе советских признавших это, не говоря уж о мнениях рядовых зрителей. Но, все же пересмотрев фильм спустя многие годы, я поменял свое мнение и стал искать еще что-то подобное в советском кино. «Продается медвежья шкура» (1980) я открыл для себя буквально недавно, ничего об этом фильме не знал. Когда понял, что в центре этого сюжета история медведя, мстящего человеку, конечно, поневоле захотелось сравнить два, по сути, единственных советских зоохоррора. Роднит эти фильмы то, что в основе их обоих лежат хорошие литературные произведения, оба автора, можно сказать, признанные советские классики. Разница же между сюжетами в некоторых деталях; там медведь-каннибал, здесь медведь, желающий отомстить, поневоле превратившийся в слепое и агрессивное орудие судьбы. «Злой дух Ямбуя» снят реалистично, а «Продается медвежья шкура» более в такой поэтической манере, свойственной советскому кино. Все же для полноценного триллера здесь чересчур уже замедленный ритм, чувствовалось, что авторы бережно пытались перенести на экран все нюансы рассказа.
Тем не менее, когда дело доходит до страшных сцен столкновения человека и животного, некоторые из них сняты даже лучше, чем в «…Ямбуе». А градус напряга и ожидания чего-то страшного доведен для советского кино, плохо знавшего законы хоррора, до высшего градуса. Все-таки, когда мы сейчас эти старые фильмы пересматриваем, искушенные уже бог весть каким кино, нам следует быть снисходительными к менталитету советского человека. В ленте Итыгилова, ясное дело, все строится более от драмы, чем от, собственно, жанра ужасов, тем более, что автор первоисточника — сугубо писатель-реалист. Так что режиссер, говоря о точке пересечения человека и природы в образе медведя шатуна, возможно использовал мотивы хоррора подневольно. Но странное дело; понятно, что в 1980-м году снимая фильм, люди менее всего думали о хорроре, но, тем не менее, именно он у них и получился.
У Итыгилова получилось многогранное, наполненное метафорами кино. Тем не менее, смотреть его совсем не скучно, совсем наоборот, каждый найдет в этом фильме что-то свое личное, драму, философию, хоррор. Фильм является предтечей хорроров конца восьмидесятых начала девяностых годов, с их плавным стилем повествования и глубоким, чувственным сопереживанием, идущим от благодарного зрителя. Ну и конечно это истинно жанровое кино в лучшем своем проявлении, просто понятие жанр здесь выражено именно еще в советском понимании. «Продаться медвежья шкура» так же, как предшественник «Злой дух Ямбуя» ценны еще тем, что создавшие первоисточник писатели сами многое пережили, что и их герои.
Также в наших фильмах подобного толка, в отличии от голливудских, третьим действующим лицом, помимо зверя и человека, становиться сама природа. В обоих фильмах она метафорична, загадочна, страшна, она, благодаря операторскому мастерству, являет зрителю совершенно разные лики. Данный фильм совершенно рекомендован тем, кто желает знать, какой путь проделал страшный жанр еще в советской стране, и насколько специфичным отличным от Голливуда он был. Но все же главная ценность этой истории таиться немного в ином. Драматический поединок животного и человека заканчивается победой последнего, но глубокого удовлетворения он не чувствует. Наоборот, осуждение совести, что это он, вторгшийся в мир природы, стал причиной того, что случилось. Так удивительным образом авторам удалось совместить драму и страшное. И так же наполнить паузы между жанровыми сценами мудростью и раздумьем по поводу мира природы. Финальная схватка животного и человека — так это вообще выше всяких похвал и еще раз подтверждает, насколько силен был всплеск интереса в те годы к динамике. Фильм, при всей своей внешней скромности, занимает место в жанровой линейке место где-то от того же «Злого духа Ямбуя» до «Сказки странствий».
Добавить комментарий