Актеры умирают, но их роли остаются с нами навсегда. На момент написания рецензии, уже два года как нет в живых Рутгера Хауэра, и двенадцать лет, как погибла Наташа Ричардсон. А их совместную работу, триллер 1991 года «После полуночи», знают далеко не все, даже говоря о преданных фанатах. Конечно это не выдающийся фильм, чтобы искренне негодовать по поводу его безызвестности, но в то же время крепкая и увлекательная картина, к созданию которой приложил руку сам Квентин Тарантино, пусть и в качестве ассоциированного продюсера. На тот момент Хауэр был состоявшейся международной кинозвездой, хотя и не уровня голливудских небожителей. А у Ричардсон за плечами были значительные роли в фестивальных фильмах – «Утешение чужаков» Пола Шредера и «Рассказ служанки» Фолькера Шлёндорфа, где она в том числе отыграла эротические сцены. Подобный смелый подход к работе повлиял на ее приглашение в «После полуночи», где в сценарии также был постельный эпизод и явная сексапильность главной героини. Но это была не «роковая хищница» а-ля «Основной инстинкт», а достаточно скромная молодая женщина, но которая в требуемый момент может зажечь по полной. Что же до Хауэра, то после его культовых ролей инфернальных и философствующих злодеев в «Попутчике» и «Бегущим по лезвию», грядущий психологический триллер был стопроцентно его темой. В «После полуночи» Рутгеру предстояло сыграть преступника, отсидевшего пятнадцать лет за убийство беременной супруги, и теперь на свободе пытающегося начать новую жизнь. А Наташа – его социальный куратор, помогающий найти работу и стать достойным членом общества. Но практически с первый кадров становится понятно, что в деле героя Хауэра не всё так однозначно, как посчитал суд. И героиня Ричардсон чувствует это, как никто другой, пытаясь по-настоящему узнать своего подопечного; действительно ли он монстр, или невинно осужденный?
Дама-режиссер Ян Элиасберг и до, и после «Past Midnight» работала преимущественно на телевидении, включая постановку отдельных серий таких популярных проектов, как «Кегни и Лейси» и «Полиция Майами: Отдел нравов». В «После полуночи» чисто по-женски силен мелодраматический уклон, но в то же время есть жесткие элементы слэшера, которые порадуют фанатов настоящих фильмов ужасов. Но визуальный хоррор сосредоточен преимущественно в развязке, а до нее публика смотрит чувственно-детективный триллер, с неторопливым развитием событием и постепенно нагнетаемым напряжением. Фактически интрига сводится к тому, что героиня Ричардсон, очаровавшись персонажем Хауэра, ведет собственное расследование давно закрытого дела, раскапывая все новые его подробности. А грядущий хоррор обозначен тем, что либо вчерашний обаятельный уголовник вновь слетит с катушек и возьмется за нож, либо активизируется истинный убийца, почувствовав, что запахло жареным. А может быть истина еще сложнее, ведь при всех уликах, указавших на осужденного, так и не был выявлен мотив преступления?
Самая яркая составляющая «После полуночи» — это актерское исполнение. Хауэр, уже тогда собаку съевший на глубоко неоднозначных героях и антигероях, играет странную, скользкую, одновременно притягивающую и отталкивающую личность, от которой веет могильным холодом. Вроде бы красивый немолодой мужчина, но со взглядом душегуба и мимикой психически больного. То ли шок от пережитого и тюрьма наложила на экс-зека такой отпечаток, то ли он и правда оголтелый психопат, который с трудом сдерживает свои маньячные порывы. Хауэр отлично держит сумрачный образ на протяжении всей картины, когда в его обществе невозможно быть уверенным в собственной безопасности. Ну а Ричардсон очень естественна в облике сердобольной женщины, в чем-то наивной, а в чем-то безмерно сильной, внезапно влюбившейся в «общепризнанного подонка», и не раз пожалевшей об этом.
«После полуночи» не ошеломляет количеством трупов и многочисленным насилием, не переворачивает представление о сюжетных конструкциях и не открывает новых граней жанра эротичного триллера. Но в этой картине буквально все составляющие на своих местах. Детективная интрига выстроена детализировано и грамотно, редкие хоррор-сцены поставлены без всякого стеснения, как и должно быть в фильмах для недетской аудитории, и единственный секс-эпизод снят не схематично, а тоже по-взрослому. Пусть это фактически одноразовое «кино на вечер», но которое четко дает зрителю то, что обещает. И с финальными титрами вновь с грустью вспоминаешь, что талантливая и красивая Наташа Ричардсон прожила всего 45 лет. А поистине выдающийся Рутгер Хауэр пусть и на 30 лет больше, но уже тоже ушедший в лучший мир, вместе с целой эпохой олдскульного кинематографа, которая, казалось бы, властвовала еще вчера, но уже сегодня становится историей, исчезая во времени, как слезы под дождем.
Добавить комментарий