А говорят, что в Северной Корее всё ужасно… Вы на Южную Корею посмотрите! Ибо если верить фильму «Террор в прямом эфире», местное население явно близко к апокалипсису. Туда не падает метеорит, просто адская бездна разверзлась и поглотила людские души. Мораль достигла дна, в первую очередь среди элиты, определяемой как деньгами, так и социальным статусом. Иначе говоря, если у тебя в руках власть, то скорее всего ты – подонок. Низшее сословие для тебя – пыль под ногами, и всё, что тебе нужно – это неприкасаемость. Законы придумали для бедных, а ты паришь над ними, как свободная птица. Но и с «земли прокаженных» может прилететь увесистый камень и обрушить тебя вниз. И твоё счастье, если умрешь, пока падаешь. Ведь внизу полно «презренных нищих», которые поймают тебя и не дадут сдохнуть просто и быстро. Ты будешь страшно мучится и вымаливать прощение, а тебя продолжат медленно и зверски убивать…
Всё вышенаписанное – лишь метафора, ибо в «Терроре…» практически всё действие будет происходить на радиостанции, которое в силу обстоятельств внезапно превратится в телестудию. В кадре только живые люди из плоти и крови, и никакие ангелы и демоны с небес не спустятся. Впрочем сами участники жуткой истории перещеголяют любых мифически-адских тварей, в своих отвратных мыслях и действиях.
Бывшая звезда телевизионной журналистики, а ныне радиоведущий, изгнанный из «телека» за профессиональные грехи, работает в скучноватой передаче, где обсуждает со слушателями повышение налогов. Но один из дозвонившихся хочет поговорить о своих личных проблемах, вне темы программы. Ведущий резко прерывает разговор с ним, но отшитый собеседник дозванивается вновь и заявляет, что если его не будут слушать, то прямо сейчас взорвется мост, как раз находящийся в зоне видимости из окна студии. Ведущий конечно не верит и издевается на «террористом», подстрекая его исполнить угрозу. Ну а тот берет и исполняет, а после обещает перезвонить чуть позднее и всё-таки пообщаться в прямом эфире.
Главный герой, тот самый радиоведущий Юн Ёнг-хва, сразу же предстает плохим парнем, фактически еще более поганым, чем «подрывник». Он сразу же видит в теракте шанс вернуться в большую журналистику и прямо сейчас оказаться в центре внимания всей страны, взяв эксклюзивное интервью у преступника. Теперь ему уже ой как хочется обсудить невзгоды опасного человека, дабы поднять рейтинги эфира до небес и стать национальным спасителем, убедив злодея больше не применять оружие и сдаться властям. Причем делает всё это Ёнг-хва с детской непосредственностью – «ну мне же надо!», буквально требуя от коллег и даже от своего начальника беспрекословного подчинения. Впрочем и начальник – тот еще мерзавец, тут же загоревшийся «горячим» репортажем и буквально жаждущий, чтобы террорист убил кого-нибудь еще, а его гребаная трансляция стала хитом сезона. По желанию Ёнг-хва на студии оперативно организовывают телевещание, и вот уже мерзопакостный журналист ведет диалог с террористом, а начальник с удовольствием фиксирует стремительно растущий рейтинг передачи.
Реально шокирует мысль, что если показанная радио- и телекухня хоть немного соответствует реальности, то что же за мрази работают в СМИ? Война для них – в прямом смысле мать родная, источник заработка и самовыражения, где чем больше жертв – тем лучше. Пусть не каждый работник прессы такой (слава Богу), но в целом «производственные будни» телевизионщиков в «Терроре…» кажутся адовой дырой, в которой чудища перемалывают людскую массу. Здесь нет никаких моральных принципов и даже юридические законы исполняются постольку поскольку, ибо зачастую идут в разрез с «захватом медийного пространства». Террорист – главная ценность, он должен говорить как можно дольше, так как фактически является генератором прибыли для телевизионщиков, а когда еще есть заложники – так это прекрасно, ибо больше драмы и накала страстей. Всё, что нужно – это удерживать людей у экрана, и всеми способами увеличивать количество смотрящих. И пусть эти слова не кажутся каким-то большим открытием, но лишний раз печально подчеркивают цинизм современного «зомбоящика», превращающего трагедию в увлекательное шоу.
Впрочем в «Терроре…» не только современные медийщики подвергнуты уничтожающей критике. По полной достается и полиции, и даже главе государства. Последний ни разу не появится в кадре, но будет незримо присутствовать в процессе всей истории. Высшая власть в фильме представлена как нечто, бесконечно далекое от простого народа, и на этот самый народ откровенно плюющее. Есть четкая позиция – «мы с террористами переговоры не ведем!»… и просто «мочим» их, как подвернется случай. А сколько они до этого убьют людей – не имеет значения. Главные, чтобы раскрыли себя, и тогда их можно арестовать или застрелить. А пока «The Show Must Go On», так как всем это очень нравится, не просто же так массы прилипли к экрану. Что же до заложников, то они не первые и не последние, кто просто оказался не в том месте и не в то время.
Фактически «Террор в прямом эфире» — камерный триллер, где действие преимущественно сосредоточено в студии телерадиовещания. Отсюда идет репортаж на протяжении почти всего фильма, сюда приходят полицейские разного ранга с «умными советами» и прямо здесь временами льется кровь. Периодически камера показывает, что происходит за окном студии, и именно там произойдут самые зрелищные сцены. Но и без масштабных эффектов картина смотрится как напряженный экшен, благодаря отточенной разговорной динамике повествования. Слова здесь имеют особое значение, именно они, целенаправленные или неосторожно брошенные, резко меняют развитие событий, как правило в более худшую сторону. Здесь вообще в процессе просмотра не веришь в хэппи-энд, так как всё слишком мрачно и безысходно. Хотя определенный «луч света» в фильме все же есть. Главный герой в процессе творящегося кошмара становится человечнее и к развязке уже не выглядит таким абсолютным засранцем, каким предстает в начале. Но сама концовка наносит зрителю мощный удар под дых, и ее справедливо причислить к самым впечатляющим финалам в истории кино.
Фильм Ким Бён-у – образцовый симбиоз захватывающей жанровой картины и откровенного остросоциального высказывания, после которого легко почувствовать себя «тварью дрожащей», когда случись что с тобой, всем будет на тебя наплевать; полиции, прессе, и уж тем более президенту. Хотя все официально будут заявлять, что очень переживают и всеми силами пытаются тебя спасти. Хочется, конечно, верить, что показанное в «Терроре…» – лишь художественный вымысел, и в реальной экстремальной ситуации все вовлеченные в нее обязательно будут руководствоваться строгими моральными принципами, где жизнь человека – наивысшая ценность, и ее спасение – главный приоритет. Но почему-то с финальными титрами тебя посещают абсолютно противоположные мысли, чёрт бы их побрал…







(4,00 из 5)
Очень интересно написано. Мне даже посмотреть захотелось. Вообще журналисты могут делать как хорошее дело, проводя расследования, как в фильме «Вся президентская рать», так и зарабатывать имя на грязи, как например Собчак, которая интервью у маньяка взяла.
Да, конечно, я специально в тексте в разных формах подчеркнул, что не все журналисты такие, какими показаны в «Терроре…». Этот фильм важен именно тем, что демонстрирует негативную трансформацию СМИ-кухни в целом. А так конечно в этой профессии работают разные люди, и благо хватает тех, кто работает в первую очередь за совесть.