Манодж Нелльятту Шьямалан – одаренный творец, всю карьеру пытающийся усидеть на двух стульях. С одной стороны преимущественно снимать авторское кино, руководствуясь собственными историями и их самобытным воплощением на экране, а с другой – быть в коммерческой обойме и выпускать творческие продукты, отвечающие актуальным мейнстримовым течениям. В итоге получается у него с переменным успехом. Первый большой фильм индуса «Шестое чувство» стал мировым мегахитом, а Шьямалан лично удостоился двух номинаций на «Оскар», за лучшие сценарий и режиссуру. Потом были менее кассовые, но все же прибыльные и хорошие оцененные зрителями «Неуязвимый», «Знаки» и «Таинственный лес», а после случился громкий провал – «Девушка из воды», не принятая публикой и критиками. Следующие три потенциальных блокбастера, рассчитанные на массовую аудиторию – «Явление», «Повелитель стихий» и «После нашей эры» также потерпели фиаско с разными финансовыми потерями, и многие изначальные поклонники поставили на Шьямалане крест. Ситуация выглядела так, что некогда талантливый режиссер погряз в съемках дорогого и бездушного студийного кино, утратил творческую индивидуальность, а взамен и близко не смог стать «новым Майклом Бэем». В итоге спасло Шьямалана возвращение к малобюджетным истокам. Камерный хоррор «Визит» отлично прошел в прокате и доказал, что Манодж Нелльятту всё еще способен делать оригинальное и захватывающее кино, которому не нужны «звезды» и космические затраты. Далее последовали денежно успешные своеобразные продолжения «Неуязвимого» — «Сплит» и «Стекло», а в 2021-м вновь рискованный эксперимент – ни на что не похожее в кинематографе «Время», по графическому роману «Замок из песка» Пьера Оскара Леви и Фредерика Петерса.
Но традиционное большое зло – официальный трейлер, который рассказывает слишком много о сюжетных перипетиях. В идеале его стоило посмотреть задолго до премьеры, чтобы благополучно забыть и наслаждаться фильмом почти с чистого листа, имея представление лишь о завязке истории. Пожалуй здесь вообще надо было выстраивать маркетинг, исходя сугубо из личности режиссера и напоминании о его лучших незаурядных картинах. Но пиарщикам фамилии Шьямалан уже явно недостаточно (были же феерические кассовые провалы в его карьере), поэтому презентационный ролик демонстрирует большинство потенциально неожиданных хоррор-эпизодов, и в целом выставляет ленту этаким «жутиком на пляже» и не более того. А по факту «Время» концептуально ближе всего к «Таинственному лесу», хотя и совсем о другом, но для условного сравнения подойдет именно эта работа «золотой эры» Шьямалана. Так или иначе настраиваться нужно в большей степени на арт-хаусный, а не попсовый проект, хоть и сделанный с расчетом на удобное восприятие целевой аудитории коммерческих триллеров.
Притча о скоротечности жизненного пути – главная тема «Времени», в котором «почему так происходит» куда менее важно, чем «о чем мы можем задуматься», созерцая злоключения героев, оказавшихся в эпицентре паранормальной катастрофы. Время на пляже, с которого невозможно (?) уйти, течет неумолимо быстро, и всё твое будущее ограничено песчаным пяточком и морем, в котором далеко не уплывешь. Вопрос «Что бы ты сделал, если бы знал, что жить осталось несколько часов?» становится как нельзя актуальным, а страх смерти возводится в абсолют. В реальности мы тратим огромное количество драгоценных минут впустую, так как верим, что жить еще очень долго, а если вдруг сократить наш век до минимума, то и тогда мы потратим заключительные мгновения на дрязги и бессмысленные сожаления. Хотя последнее неточно, и возможно отдельные личности все же совершат правильные поступки, но… что есть «правильно»? Все наши действия так или иначе определяются субъективным смыслом жизни, сознательно или подсознательно, а если его нет, то вообще неважно – как долго человек живет. Мы достойно примем любые удары судьбы, когда знаем – зачем открываем глаза по утрам, и оставшиеся часы/минуты/секунды используем ради этого смысла. Ну а если жизнь – лишь автоматическое времяпровождение, то мы прямо сейчас на этом «пляже» и уже практически мертвы.
Но «Время» не обязательно воспринимать с позиции глубокой смысловой нагрузки. Его можно просто смотреть как мрачный фантастический триллер, где судьба беспощадна в равной степени ко всем персонажам, и главной интригой до финала остается «кому и зачем всё это нужно???». До того, как правда выплывет наружу, далеко не все жертвы умрут от «молниеносной старости». Здесь режиссер, на радость любителям жести, приготовил несколько жутких сцен, в лучших традициях взрослых хорроров, а также «вот это поворот!» в развязке, ради которого многие смотрят триллеры в целом, и Шьямалана в частности. Но концовка – лишь подстройка под формат массового кино, в то время как всё самое интересное происходит именно на пляже, с точки зрения пищи для размышления. Конечно будут те, кто с завершающими титрами «Времени» констатирует, что индийский самородок окончательно исписАлся и всё это – претенциозная ерунда. Но будут и те, кто по достоинству оценит оригинальную задумку и искреннее отметит, что фильм понравился, а Шьямалана рано списывать со счетов. Лично я отношусь к последним.
Когда-то мне Шьямалан нравился, я смотрел почти все его ранние фильмы. Я не видел его фильмы после «Явления», даже не знаю буду ли этот смотреть, но прочитал с большим интересом)
После «Явления» больше всего достоин внимания «Сплит», его можно отнести к объективно хорошим фильмам. Также «Визит» неплох, но он довольно специфичен, не факт, что понравится.
Шьямалан также — один из авторов сериала «Дом с прислугой». Крепкий триллер на тему семейного безумства, который я хотел рецензировать — но не взялся, чтобы, разбирая сюжетные повороты, не разрушать «волшебство» истории. Единственный из зарубежных жанровых сериалов, которые заинтересовали с первой серий (жду выхода нового сезона). Подобных ему не могу вспомнить.
Алексей, спасибо за познавательный коммент, так как об этом сериале даже не слышал, для меня Шьямалан был постановщиком кинотеатрального кино. Возьму на заметку, хотя сериалы я смотрю куда реже, чем полнометражные фильмы.