Канадский мастер спецэффектов, переквалифицировавшийся в режиссёра, вслед за земляком Фредом Фогелем, хорошо знаком тем хоррорманам, кто не довольствуется лишь мейнстримом и поглядывает также андеграунд. К сожалению, 8 октября 2019 года Райан Николсон скончался от рака мозга в возрасте 48 лет, оставив нам на память множество андеграундных хорроров, к которым он делал спецэффекты, а также десяток режиссёрских работ. Среди них наиболее известны и пригодны для просмотра массовым зрителем «Живая еда» (2006) и «Большие шары», снятые друг за другом.
Конечно, андеграундный слэшер «Большие шары» адаптирован для массового зрителя лишь в купированной версии, которая и была переведена на русский язык, а вот режиссёрская содержит обычные для Николсона откровенные gore-сцены и элементы порно. Постановщик никогда не стеснялся запретного контента, обладал извращённой фантазией, о чём свидетельствуют особенно ярко поздние фильмы, но, тем не менее, имел свой стиль, который может кому-то нравиться, а кому-то нет.
Действие фильма Николсона происходит в кегельбане, что может сразу напомнить о культовой комедии ужасов Дэвида ДеКото «Студентки в кегельбане беса» (1987). Однако у Райана юмора нет и близко, а сама постановка не лишена элементов китча, учитывая некоторых персонажей, например трансвестита. Отправной точкой сюжета является изнасилование одной из героинь, показанное максимально откровенно. Играющая её Кэндис Леуолд наверняка была найдена режиссёром в порно, судя по её готовности показывать свои выдающиеся формы, включая даже киску (!). Тоже касается и некоторых других актрис, готовых играть несимулируемый секс.
Но главный шоковый контент – это сцены убийств, которые достойны воображения садиста. Маньяк издевается над своими жертвами, убивая, например, занимающуюся любовью в позе 69 парочку поистине оригинальным способом. Про отрезание пениса и засовывание заострённой кегли в анальное отверстие говорить неприлично – это самые мягкие сцены убийств в хоррорах Николсона.
Режиссёр вынужденно завершил свою карьеру сиквелом «Больших шаров», который не получил должной дистрибуции, возможно, в связи со смертью автора. Что касается оригинала, то можно сказать одно – его полный вариант стоит смотреть лишь людям с устойчивой психикой, а вот купированная версия пригодна для среднестатистического хоррормана. Даже она свидетельствует о том, что режиссёр обладал богатой фантазией и не выстраивал действие на привычных для слэшера штампах. В наше время в этом жанре редко можно увидеть что-нибудь оригинальное, поэтому на «Большие шары» стоит обратить внимание. Также это, возможно, лучшая постановка Николсона, где он сумел сдержать свою любовь к извращениям и удачно совместил откровенную эротику и насилие с динамичным развитием сюжета и хоррор-атмосферой.
7
25. 05. 2021
Ох, допишу скоро вместе с соавторами книгу, и надо будет некоторое время плотно поработать в Клубе над персональными страницами и фильмографиями режиссеров хоррора, как уже нас покинувших, так и здравствующих. Немало в Клубе появляется малоизвестных лент, снятых интересными постановщиками, о которых самих мало кто знает.