Первый фильм, где монстра привели к жизни взрывом атомной бомбы, один из первых, где древнее зло пробудили во льдах, вторая полнометражная работа с покадровой анимацией Рэя Харрихаузена, ученика Уиллиса О`Брайэна, тоже сделавшего себе имя на stop-motion технологии. Фильм по рассказу Рэя Брэдбэри «Туманный горн». Однако, если в оригинальном рассказе фигурировал бронтозавр — а он уже разгуливал по городу в «Затерянном мире» 1925 года, то в фильме был создан ящер позлее и поэффектнее — Редозавр, смотрящийся в разы более опасным хищником, сеющим хаос и разрушение.
Местом действия, как ни странно, вновь стал Нью-Йорк. Кин-Конг, в своё время, открыл туда, похоже, дорогу для самых разных гигантских тварей (можно помимо всего прочего вспомнить даже Зефирного Морячка из первых «Охотников за приведениями»). Даже не знаю, какой город в тоге разрушали монстры чаще в мировом кинематографе, тот же Нью-Йорк или всё-таки Токио (про «Годзиллу» и связанных с ним монстров типа «Родана», «Мотры», «Варана» и других всё-таки уже более трёх десятков картин). Да, здесь нет такого многообразия всяких существ, как в «Кинг Конге» и «Затерянном мире», а также даже отсутствует некий дух приключений, сопровождавший выше названные картины и полнометражный дебют Харрихаузена — фильм «Могучий Джо Янг», однако это не мешает «Чудовищу с глубины 20000 морских саженей» занимать одну из королевских позиций в кинематографе о гигантских монстрах.
Чудовище исполнено превосходно. Харризаузен, как и О`Брайэн, не только приводит в действие мельчайшие позвонки хвоста и прочие нюансы телодвижения, но и тщательно прорабатывает мимику монстра. Что ж поделаешь, если динозавр не во всём так выразителен, как горилла. Фильм дарит множество незабываемых и впечатляющих моментов, как, к примеру, потрясающая сцена пробивания чудовищем здания насквозь или его приближение к подземке. У него много выходов на сцену, и каждое нападение существа сделано не просто для нагнетания атмосферы и учащения случаев очевидцев, что немаловажно для сюжета, но и демонстрирует величие покадровой анимации того времени во всей красе.
Нападение на маяк, потопление судов, весь завершительный акт с кучей стрельбы и военных — экшена в фильме хватает с лихвой, да и фильм сам по себе длиться всего 80 минут, так что скучать тут попросту некогда. Лурье снимает в отличной динамике кадра, хотя фантастики тут всё-таки куда больше, чем ужасов. Зато первое появление ящера происходит уже на десятой минуте! Мало какой фильм о монстрах может похвастаться подобным. К тому же нам демонстрируют не просто какую-то его малую часть типа куска морды, когтистой лапы или глаза, не просто тень или силуэт, и не дурацкий приём вида из глаз создания, якобы свирепо наблюдающего за происходящим кадром, а я бы сказал, прям сразу во всей красе, когда чудовище устраивает ледяной обвал.
Человеческая часть здесь тоже на высоте, сюжет не перегружен мелодраматичными элементами, а многие идеи и повороты сюжета выглядят свежо и даже способны удивить вместе с гибелью некоторых персонажей. А главная героиня и вовсе появляется лишь во второй трети. Кстати, неплохи и диалоги, когда активно обсуждается вопрос веры в динозавра или обещание в духе «- Напиши, если что-то случится. — Боюсь, написать я смогу только в случае, если ничего не случится». Мэш-апы смотрятся удачно в большинстве случаев, но иногда качество наложенных элементов страдает чёткостью одного из них. Странно, почему нельзя было отснять более качественную картинку фона. Но в «Кинг Конге» подобное в глаза не бросалось, а тут минуло более 20 лет, а технологии не шибко-то продвинулись в наложении картинок.
В отсутствии каких-либо противников и кайдзю-битв, нам покажут схватку Осьминога с Акулой на дне залива в сцене погружения профессора палеонтологии. Битва весьма удачно прервётся появлением, собственно, чудовища, так что не имеет значения на чьей стороне в итоге окажется зритель. Что же до общей сути происходящего, то морально-нравственная сторона картины может и не содержит в себе многозначительности элементов «Кинг Конга», но зато поднимает острые вопросы человеческой природы и ответственности. К тому же есть интересный сюжетный ход с заражением крови чудовища опаснейшим вирусом, так что процесс его убийства оказывается задачей довольно сложной для человечества. А особенно яркими оказываются сцены бегства, когда толпа сбивает слепого и никто даже не пытается его поднять, ему помочь и увести до приближающегося динозавра, или когда на пути убегающих оказываются дети — до которых никому нет дела до появления матери. Даже дикари в «Кинг Конге» в сцене атаки на деревню активно спасали брошенных малышей, вот он контраст, и кто после всего этого «чудовище»?!
Фильм, конечно, не лишён неких шаблонов и клише, которые в те годы лишь оформлялись, а потому не выглядели столь уж предсказуемо и привычно, как сейчас. Например, секретное супер-оружие в единственном экземпляре. Зато, если из картины о гигантской горилле японцы потом позаимствовали эпизод с крушением поезда, то блуждающий по улицам Редозавр сделал вклад в будущего «Годзиллу» шикарной сценой о защите линией высоковольтных электропроводов. При всём этом даже среди своих собратьев этот фильм выглядит довольно нетипично и оригинально, хотя тут дело может быть в исходном рассказе знаменитого писателя, когда прочие многие кайдзю сделаны по одним и тем же лекалам. Ну, и, безусловно, общее качество картины, конечно же, сильно влияет на восприятие. Более того, невероятно качественно сняты даже ночные сцены, которые могут вызвать опасение из-за чёрно-белой плёнки да и вообще самого визуального качества столь древней картины. Но свет всегда выставлен отлично, чудовище представлено чётко и впечатляюще, а всё его приключение в городе и противостояние военным смотрится правдоподобно и захватывающе.
Редозавр со своим двойным змеиным языком смотрится выигрышно и оригинально на фоне многих ящеров кинематографа. Не даром потом, уже в цвете, подобные ему динозавры появились уже в семидесятых: в картине «Когда по земле ходили динозавры» и в фильме «Планета динозавров». Мастерская штучная работа, каковой и выглядит по сей день, не смотря на большое обилие похожих картин, дальнейший расцвет жанра и уже чуть ли не его закат в современную эпоху, когда динозаврами и большими монстрами уже мало кого удивишь. К тому же раньше использовались натуральные модели и фильмы изобиловали практическими эффектами, в которые веришь, ибо сами динозавры — настоящие. А сейчас вокруг одни компьютерные мультики, слишком редко радующие качеством текстур и проработки чудовищ. От своего стремительного начала во льдах фильм на одном дыхании проносится к своему не менее скоротечному финалу в огне. Эпизод разрушения парка аттракционов воистину становится кульминацией сюжетного буйства причиняемых разрушений. Авторы потрудились на славу, не только сделав обособленный хороший фильм, но и вдохновив японцев на создание окончательного облика Короля Монстров.
Страница фильма «Чудовище с глубины 20000 морских саженей» в КЛУБ-КРИКе
Хороший фильм. Можно сказать, классика, только менее известная, чем японская «Годзилла».
ЯпонскИЙ. Годзилла это мужик.