По сути это нормально, когда в понравившемся фильме начинаешь искать потаенные смыслы, которых возможно и нет. Из олдскульной классики яркий тому пример – «Попутчик», формально триллер как триллер, но восхитивший миллионы зрителей за счет демонического образа маньяка Джона Райдера в удивительном исполнении Рутгера Хауэра. И ведь действительно успех этой картины именно в сверхточном подборе главного актера, поднявшего поточное жанровое кино до высот философской притчи о Добре и Зле. А окажись на месте Хауэра другой артист (например Шон Бин в ремейке), и вся магия искусства могла легко улетучится, а лента безнадежно забыться. В новоиспеченном «Неистовом» наблюдается примерно тот же приятный эффект – средний руки экшен-шокер, становящийся лучше посредством феерической игры Рассела Кроу.
Но прежде чем петь дифирамбы Расселу, взглянем на фильм объективно, с точки зрения года его выпуска и окружающей среды. Слава Богу, «Неистовый» — ни разу не про коронавирус, но своевременно вышедший в дни всеобщего страха, недоверия и агрессии. Режиссер Деррик Борте конечно хочет сказать нечто большее, чем просто рассказать страшилку про злого дядьку, убивающего всех на своем пути. Картина начинается с условно документальных кадров из американской жизни, кричащих, что уровень насилия зашкаливает, полиция не справляется с преступниками, а «скорые» с жертвами, социальная система рушится и вообще всё катится в тартарары. Подобный пролог и есть главное высказывание произведения, так как фактические всё дальнейшее действие – его подтверждение на конкретном, пусть и вымышленном, примере. Борте моделирует стереотипную дорожную ситуацию, когда одна машина помешала другой проехать, и водители начали от души собачиться. Подобный инцидент в реальности может получать различные продолжения. Самое простое – поорали друг на друга и разъехались, а более сложное – один из скандалистов вышел и с кулаками накинулся на оппонента. Как бы там ни было, оба варианта – сиюминутно-импульсивный выпуск агрессии, после которого (если никто серьезно не пострадал) участники отправились по своим делам, отпустив ситуацию, как уже ничего не значащую. В кино же случайная стычка – только зачин тотального трындеца. Если Рейчел (Карен Писториус) просто высокомерная стервочка, у который всегда виноваты другие, но только не она, то Том (Рассел Кроу) – спятивший отморозок, которому нужен был любой повод, чтобы сорваться с цепи. Посему для Рейчел нахамить – это в порядке вещей, а для Тома подобное – смертельное оскорбление, достойное жесточайшего отмщения. И все остальные события – маниакальное преследование неосторожной в высказываниях дамочки неистовым мужиком, которому нечего терять.
Фактически вся смысловая нагрузка заложена в первом акте, говорящая о том, что лучше не хамить незнакомым людям, так как никогда не знаешь – насколько они опасны. А в условиях накаленного общества, подобная опасность существенно возрастает. И осознав сию важную идею, далее мы просто смотрим зверский адреналиновый боевик, в котором герой Кроу разносит к чертям собачим всё, что подворачивается на пути, констатируя «да, меня в итоге застрелят полицейские, но и я успею убить многих!». А затравленно-перепуганная Рейчел уже и рада бы искренне извиниться, да только Тому её раскаяние по фигу, ибо она для него – просто дурочка, оказавшаяся не в то время не в том месте.
Картина буквально держится на харизме Кроу, самозабвенно играющего психопата, терроризирующего выбранную дичь. О его персонаже мы поверхностно знаем, что и он – жертва безжалостного мира, менеджер среднего звена, несправедливо уволенный на пороге пенсии, что впрочем никак его не оправдывает. Подобное чудовище могло сбрендить от чего угодно, и здесь, особенно для его жертв, не катит объяснение «не мы такие, жизнь такая…». Тем более, что во втором акте мы уже забываем, от чего Том сошел с ума, и просто погружаемся в битву хрупкой женщины и грузного бородача. Режиссер по максимуму взвинчивает темп, льет кровь, разбивает машины и постоянно акцентирует внимание на бешеном Томе с безумным лицом. Фильм легко смотрится и быстро заканчивается, не выходя из рамок стереотипного экшен-триллера, с привычной кульминацией и ожидаемой развязкой. Поэтому история не оставляет после себя каких-то особых впечатлений, кроме отлично выступившего Рассела Кроу. И мы вряд ли начнем вести себя в жизни как-то иначе, ведь главный злодей – всё равно лишь киношный маньяк, гипертрофированный и выдуманный. А в реальности на трассе нам максимум разобьют боковое стекло и оставят пару вмятин на корпусе. Хотя, как знать…
Это название когда-то было дано первоклассному триллеру Романа Полански с Харрисоном Фордом и Эммануэль Сенье. А я тут наткнулся на другой новый триллер — «Убийства по открыткам». Учитывая, славу режиссера Даниса Тановича, можно ожидать интересное зрелище.
Про «Убийство по открыткам» писал в мае, вот http://klubkrik.ru/2020/05/iskusstvo-trebuet-zhertv-recenziya-na-film-ubijstva-po-otkrytkam-the-postcard-killings-2020/
Как триллер — «Убийство по открыткам» не получился, как драма — очень спорное произведение…
Вспомнил, что читал. Там даже мой коммент есть. Ну ладно, раз скачал, посмотрим как он мне покажется)
Ну да, возможно увидишь в нем что-то, что не увидел я )