Тибор Такач, до того, как скатиться в оголтелое трэшмейкерство, создал фильмы, живущие в памяти поколения, по крайней мере в сознании восьмидесятников точно. К таковым относятся «Врата» (1986), на который в наше время был снят не совсем удачный ремейк, действительно доподлинный шедевр жанра ужасов с участием детей. Следующий же фильм Такача «Я, сумасшедший» (1989) — нестареющая классика кино класса «Б», потрясающий по энергетике хоррор, любимый до сих пор множеством киноманов.
История как бы проста; поселившаяся в отеле женщина читает с упоением некую книгу, не подозревая, что по коридорам отеля бродят воплотившиеся в реальности жуткие литературные персонажи. Самый страшный из них, некий монстр-маньяк, уже напал на ее след, и беда уже слишком близко.
Мне кажется, что ценность этого фильма ужасов из восьмидесятых заключена в соединении двух казалось бы несовместимых компонентов в таком жанре, как хоррор. При том, что это отлично смотрящееся на едином дыхании жанровое кино; пусть дизайн монстров отдает где-то покадровой мультипликацией, той же, что в фильмах про Синдбада, все равно выглядит отлично. В таком виде чудовища смотрится убедительнее компьютерных собратьев, и конечно более жутковато. Второй же компонент — это сама необычная форма истории, немного мы встречали хорроров с такой своеобразной подачей. Альтернативный книжный мир активно вторгается в мир реальный; в итоге зрителю уже дают домысливать самому — какой же из миров собственно какой?
Смешались в кучу монстры, книги, люди, но беспорядка в этом нет. Фильм, имея подобный сюжет, удивительно гармоничен и держит зрителя в напряжении от начала и до конца. Финальная же битва двух монстров, как сейчас помню, вызвала полный восторг в душе и оставила картину навек в памяти, наряду с рядом других удивительных лент.
Многие фильмы категории «Б» восьмидесятых сделаны с каким-то невероятным запалом и любовью к жанру, и явно превосходят более поздние трэш-поделки типа «Акулосьминога» и прочего киномусора. Во-первых актеры в них честно работают, некоторые даже по Станиславскому, и не являются просто дополнением к визуальным аттракционам, это истина. Во-вторых разработка и внедрение сюжета в ткань фильма на высоте, ну а эффекты, несмотря на архаичность с позиции сегодняшнего времени, отторжения не вызывают.
Конечно трудно назвать «Я, сумасшедший» интеллектуальным хоррором из-за весьма необычной темы книг, как порталов, и оживающих литературных персонажей, но с другой стороны — много ли хорроров мы знаем, использующих вместо банальностей такие вот невероятные приемы? В девяностые вспоминается разве что «В пасти безумия» — тоже весьма неплохой хоррор о писателе, спрятавшемся в собственной сотворенной реальности, но «Я, сумасшедший» для видеомана конечно же будет словно как первая юношеская любовь, которая никогда не пройдет.
Помню этот фильм — довольно интересный. Он даже главную премию в Авориазе получил. «Врата» тоже хороший фильм. Ещё «Монстр глубин» у Такача относительно неплохой. Но халтуры он наснимал гораздо больше, чем Фред Олен Рэй.
«Я, сумасшедший» буду пересматривать, смотрел очень давно и помню, что мне не зашел, но уже не помню — почему именно.
Такач много чего снимал, буквально пробуя себя в разных жанрах. В частности в 90-е он поставил несколько боевиков с Дакаскосом, причем разной степени смотрибельности («Убежище» имхо, ничего так, «Саботаж» — крайне неровный экшен, но в целом стильный, а «Красный след», где еще Хауэр снялся — откровенная бредятина), а потом стал снимать преимущественно совсем ерунду, типа «Мегазмеи».